Представители Департамента аграрной политики, контролирующих органов, крупные торговые «сетевики» и фермеры собрались накануне за «круглым столом» , чтобы выяснить как проходит процесс ипортозамещения в пищевой промышленности региона. Особенно актуальными оказались вопросы связанные с производством, хранением и сбытом овощей. Организатор встречи - «Агентство по инновациям и развитию».
В Воронежской области ежегодно фермеры и сельхозпредприятия выращивают более 500 тысяч тонн овощей, и это - всего 5 % от всего производства. Остальные 95% люди собирают со своих огородов на дачах и приусадебных участках. Это совсем не нормально, - сразу задала тон острой дискуссии советник Департамента аграрной политики Анна Горбачева. До введения санкций никто на мизерную долю местных производителей в овощном товарном секторе внимания не обращал, но когда в торговой сети, стало, вдруг, не хватать конкурентоспособной продукции, это сразу заставило задуматься о необходимости развития в регионе инфраструктуры, которая не только обеспечит потребителя, к примеру, картошкой и огурцами, но и поможет не потерять товару привлекательный вид.
Успешное производство - это несомненно важно, подхватил исполнительный директор ВРОД в защиту прав потребителей «Качество нашей жизни» Николай Дегтярев, вопрос другой - сколько продукции попадает на наши прилавки, и привел небольшую статистку. Оказывается, что картофель и лук в крупные сетевые магазины поставляется из Московской, Рязанской, Тульской и Брянской области, а чеснок, так, вообще - из Китая. Доходит и вовсе до абсурда. В 2015 году поставщиком капусты для воронежских школ была - Великобритания. Воронежских овощей в продаже фактически нет. Необходим логистический распределительный центр, который мог бы закупать и распределять продукцию по точкам торговли.
Коммерческий директор ООО «Логус — агро» Сергей Еськов с таким утверждением не согласился и перечислил ряд супермаркетов, а также Воронежский центральный рынок, где можно приобрести его овощи. Планы создания распределительного центра, говорит он, обсуждаются четыре года, но реального воплощения они пока что не получили. Места для хранения овощей у него есть свои собственные. Чтобы везти свою продукцию не в магазин, а куда-то еще - фермер в этом смысла не видит.
«Я не уверен, что будет лучше, ведь это же риск. Ведь тот, кто построит этот распределительный центр - он будет отвечать. Я отвечаю за свою продукцию, а там будут отвечать за чужую, купленную по соседним полям. И где гарантия, что сеть это купит»?, сказал Сергей Еськов.
Создание распределительного центра, или овощебазы - может и нужно, говорит заместитель директора Центрально-Черноземного филиала Х5 Retail Group Роман Черешнев, но при этом важно учитывать, хранение и реализация идут в одной связке. Необходимо продумать, как обеспечить доставку из хранилища в магазин. В распредцентр, где лежат овощи нескольких фермеров, крупная торговая сеть не поедет. Вопросами координации между производителями и продавцами, могли бы заняться региональные власти, которые объективно имеют такую возможность. Кроме того, важно, чтобы овощехранилище было расположено одинаково доступно и удобно для всех, а не где-нибудь на периферии.
Поспорили участники стола и о вопросах качества овощей на прилавках больших магазинов. Дескать, наши хоть и неказисты, зато экологичны, в отличие от тех же импортных перцев и помидоров. Те выглядят, конечно, красиво, но что у них внутри - не то, чтобы съесть, даже страшно подумать. Представители крупных торговых сетей, впрочем, опровергли эти «страшилки» . Прежде, чем овощная продукция доберется до покупателя, она проходит 5 ступеней контроля, так что овощи из гипермаркетов вполне себе безопасны. А качество - определяется самим потребителем. Грязной картошке он все-таки предпочтет ту, что почище, даже если та будет дороже.
Рынок, подвели итог участники встречи, сложное и очень самостоятельное явление. Он сам себя отрегулирует, главное - ему не мешать. А экономические санкции против России нужно рассматривать, не иначе как подарок судьбы. Как сказал один из участников встречи - они не навсегда и глупо не воспользоваться возможностью занять освободившееся в товарном секторе место.