Одной из первых интриг стал демарш депутата Госдумы, «справоросса» Олега Пахолкова, который в конце февраля призвал губернатора Алексея Гордеева «допустить» его в качестве своего конкурента на выборах - для того, чтобы сделать их, дескать, «легитимными». За счет чего участие в выборах именно Пахолкова делает их легитимными, было не очень ясно. Однако вопрос о допуске на выборы решает не глава региона, а главы муниципалитетов и местные депутаты, чьими подписями должен заручиться каждый соискатель губернаторского мандата. Понадобились они и Алексею Гордееву, которому, впрочем, собрать их не составило особого труда. Он выдвиженец партии «Единая Россия», а она широко представлена в органах местного самоуправления.
Иное дело «Справедливая Россия», которой в этом плане похвастаться нечем. Тем не менее, призыв, обращенный к Алексею Гордееву, был услышан… воронежскими общественниками. В июне Пахолков выступил со своим предложением повторно, написав «открытое письмо» и фактически потребовав от главы области собрать ему подписи. А 150 руководителей некоммерческих общественных организаций области подписались под обращением к лидеру воронежской «Единой России» Владимиру Нетёсову с просьбой дать муниципальным депутатам-партийцам право поддержать кандидата в губернаторы независимо от партийной принадлежности, а «исходя из их репутации и вклада в развитие Воронежской области».
Владимир Нетёсов согласился с предложением общественных активистов и призвал воронежских единороссов самостоятельно решать, кто из претендентов на высший пост области может «предъявить свои реальные дела, свою политическую активность, свою программу развития региона, основанную на трезвом осмыслении проблем общества» и соответственно достоин прохождения «муниципального фильтра» при поддержке партии парламентского большинства.
Пахолкову для выдвижения надо было всего-навсего предъявить местным парламентариям и префектам свои дела, свою программу. Но он этого делать не стал, более того – даже не попытался подать документы в избирком. Тем же путём пошёл еще один скандальный воронежский политик - Андрей Зоткин, изгнанный из КПРФ, и перешедший в бабуринскую партию «Российский общенародный союз». Заявился – и «слился».
Молодой да слишком ранний
Следующий казус нынешней кампании устроила ЛДПР, которые сначала выдвинули кандидатов в губернаторы депутата Госдумы Сергея Журавлева. Но лидер партии Владимир Жириновский вдруг «закусил удила». В самый последний момент, когда, казалось бы, с кандидатурой от ЛДПР было всё ясно, московское партийное руководство «поменяло коня на переправе». Вместо Сергея Журавлёва Жириновский буквально насильно продавил, используя все рычаги, координатора реготделения партии Игоря Филатова, которому на момент подачи документов не исполнилось еще 30 лет. Между тем закон о выборах гласит, что кандидатом на пост губернатора может быть лицо, достигшее 30-летнего возраста. Однако не вполне ясно, ко дню выборов или на момент подачи документов? Именно этим и воспользовались «жириновцы», аргументируя требование зарегистрировать своего кандидата. В результате Игорь Филатов был зарегистрирован и теперь конкурирует на равных с более «взрослыми» кандидатами.
Краснобай и «дети»
Кандидата от КПРФ, депутат облдумы Константин Ашифин, в отличие от остальных кандидатов, развернул свою избирательную кампанию задолго до её официального начала. Но самое интересное, что одним из главных пунктов своей предвыборной борьбы коммунисты взяли тему областного закона «о детях войны». И стали раздувать из нее скандал.
Интересно, что ни областные власти, ни выдвинувшая кандидатуру Алексея Гордеева на пост губернатора «Единая Россия», не оспаривают необходимость принятия такого закона. Весь вопрос в конкретных суммах. Коммунисты пошли популистским путём и потребовали какие-то астрономические выплаты, никак не согласующиеся ни с облбюджетом (80% расходов которого, между прочим, - социальные траты), ни со здравым смыслом. Но, хуже всего, что они устроили ажиотаж вокруг выдачи удостоверений членов общественной организации «детей войны». Как говорили некоторые очевидцы, пожилые уже люди выстаивали очереди, чтобы получить красные книжицы, видимо, в расчете на прибавку к пенсии. Но, конечно же, ни на какие льготы эти филькины грамоты право им не дают.
Сам с усами?
И еще одна интрига этой кампании также была связана с Константином Ашифиным, который заявил, что набрал необходимое количество подписей муниципальных депутатов без помощи «Единой России». Однако, если посмотреть на подписные листы, то сразу становится ясно, что высказывание кандидата от КПРФ, мягко говоря, действительности не соответствует – большая часть подписей принадлежит именно депутатам-«единороссам». В ответ на такие упрёки Ашифин говорит, что депутаты, давшие ему свои подписи, представлялись как независимые.
Впрочем, никому из кандидатов, предоставивших в избирком документы, муниципальные депутаты-«единороссы», вопреки ожиданиям некоторых экспертов, в подписях не отказали. Правда, трое из них – Николай Куралесин («Российская партия пенсионеров за справедливость»), Виктор Дедов («Партия ветеранов России») и Александр Копытов («Партия пенсионеров России») – даже не попытались эти подписи собрать, в результате чего выбыли из гонки «на автомате».
Итак, каких-то особо грандиозных скандалов или вопиющих нарушений в ходе нынешней кампании не было, а большинство возникших интриг разрешились в тени. Однако главное в выборах не то, насколько шумно они проходят – это ведь не цирк и не шоу. Главное – то, что они являются серьезными вехами в жизни области. Иногда общество расколото по вопросу о том, кого из кандидатов поддержать, - и результат голосования абсолютно непредсказуем. А иногда есть явный, естественный лидер, который благодаря своим качествам и делам пользуется заслуженной поддержкой большинства и вокруг поддержки которого общество сплачивается. Но вне зависимости от того, каков текущий политический расклад, значение выборов остается высоким, ибо наше участие в них делает нас причастными к определению региональной политики, является нашим вкладом в развитие региона.
За кого бы мы ни проголосовали.