Он посвятил им как самые комплиментарные, так и самые хлесткие высказывания. Людей, упомянутых в выступлении и.о. губернатора можно поделить на три неравные группы: «друзей Гордеева», «врагов Гордеева» и просто «деградантов» (самая многочисленная, как водится, группа). «Процесс деградации личности, который состоялся в нашем обществе за последние 20 лет, ярко отражается в системе госуправления», – для крылатой фразы, пожалуй, слишком громоздко, но все воронежские СМИ подхватили эти слова Гордеева не случайно.
Районные деграданты
Губернатор рассказал, что для него «самое сложное сегодня – найти профессиональные, инициативные и порядочные кадры». Подкрепил это дело примерами. Вот Бутурлиновскому району «хронически не везло» на глав, «хотя он – один из крупнейших и передовых и советского периода плановой экономики, и начала 90-х». Но «там пошла деградация», видимо, пока Гордеевым не был назначен Юрий Матузов. Или Нововоронеж.
Френды из МТС
Находит «друзей» губернатор в бизнесе. Хотя у Гордеева, как явствует из его слов, на этот счет сформировалось довольно противоречивое мнение: «Разная ментальность у руководителя государственного уровня и предпринимателя, то есть владельца бизнеса, и в первую очередь – разное целеполагание. Поставить собственника бизнеса на какие-то государственные управленческие должности – и очень редко выйдет положительный эффект. Но я могу сказать, что быть талантливым предпринимателем – тоже редкая способность». При этом: «Нет ничего страшного в том, что мы берем людей из крупных коммерческих структур или корпоративного сектора».
В качестве примера губернатор привел последнего (по времени назначения) из своих первых заместителей Андрея Ревкова. Выходца из кампании МТС. Причем, это не первый и даже не второй экс-сотрудник МТС в правительстве области. «У него хороший опыт. Посмотрите: прошел несколько регионов, все время рос, управлял последние годы коллективом в 4,5 тысяч человек. Говорят, что совсем молодой, так у нас федеральные министры есть моложе, а если говорить о замминистрпх, то там процентов 50 моложе, чем Ревков. Так что я считаю, что выбор сделан правильный», – заключил губернатор.
Резюмируя кадровую тему, он напомнил, что обновил 60% руководителей муниципальных образований Воронежской области. Упомянул про департамент здравоохранения, где руководителя пришлось менять пять (!) раз. «Я иногда читаю прессу и вижу желания людей, чтобы губернатор был более резким, жестким, – признался Гордеев. – Но поверьте, мы не шумим, не пиаримся, однако многие вопросы решаем жестко, достаточно жестко».
Враги и критики
Жесткость порождает «врагов Гордеева». Но их совсем немного. Так думает сам губернатор.
«Своей принципиальностью я заработал на воронежской земле немало врагов. Я их знаю всех поименно. Могу перечислить по пальцам одной руки. Они в Интернете пишут (скорее, все-таки заказывают другим – прим. авт.) всякие сказки: я уже и детей на завтрак ем, и на метле летаю, и деньги в бочках храню. Чего только не пишут. А все потому, что мой посыл – доводить до конца дела - их не устраивает. Или потому что я им не помог избежать ответственности, не встал на их защиту, когда они не рассчитались где-то вовремя с кредитом (очевидный намек на депутата Воронежской облдумы, бывшего владельца «Павловскгранита» Сергея Пойманова. – прим. авт.) А порой губернатор уязвимее, чем простой гражданин. Я не хочу категорично говорить, но были попытки выбивать показания из людей на губернатора (привет экс- руководителю управления автодорог области Александру Трубникову, арестованному за взятку – прим. авт.)», – разоткровенничался губернатор.
Выбили или нет, неизвестно. Пока компромат, выуженный из этих показаний, нигде не засветился.
Гордеев пообещал, что после второго срока он сможет рассказать нечто, о чем сейчас смолчал. Интересно, вспомнит ли он спустя ещё пять лет о своей крупной удаче последнего времени. Об уходе со сцены его оппонента (не «врага», конечно, но все же, все же…) «номер один» Александра Соловьева. Губернатор, конечно, поблагодарил экс-председателя Сбербанка за многие крупные инвестиционные проекты, что «без него бы просто не состоялись», но утаил, что уход Соловьева, возможно, порадовал главу области не меньше, чем иной проект.
В какой момент у них начались трения, знают точно только два этих титана местной политики. Может, кошка пробежала, когда Соловьев отказался кредитовать «Водоканал Воронежа», который команда губернатора взялась спасать. Соловьев денег не давал, потому что понимал, что они пойдут не на воду, а на ветер. И в карманы очередных деградантов.Вспомним и вице-губернатора Александра Ганова, молодого и амбициозного под стать Ревкову, с которым губернатор нехорошо расстался. Ганов был креатурой Александра Соловьева.
А ещё Соловьев спонсировал тех, кто немало критикует политику Гордеева – например, «политгазету.рф», политолога Павла Кабанова (банкир помог с изданием книги о воронежской политике «Остров невезения») и других. И теперь без поддержки Соловьева многим придирчивым наблюдателям за деятельностью Гордеева придется подзатянуть пояса.