Автор текста: Виктор Алмазов
Воронежский наблюдатель увидит в аресте миллиардера Глеба Фетисова в первую очередь проблему для местного оппозиционера Галины Кудрявцевой. На мэрских выборах «позеленевшая» Галина Александровна заняла второе место (которое по обыкновению объявила «настоящим первым»), и на губернаторских партия Фетисова также должна была двигать воронежскую пассионарию. Теперь – вряд ли.
Арест бывшего воронежского сенатора, создателя партии «Альянс зеленых и социал-демократов», долларового миллиардера последовал после скандала вокруг принадлежащего Глебу Фетисову «Моего банка», что раскручивался больше месяца.
В ноябре 2013-го Глеб Фетисов продал «Мой банк» (по его версии – на несколько месяцев раньше). Новыми владельцами стала группа физических лиц, в основном близкие к нынешнему председателю совета директоров Михаилу Миримскому. В январе 2014- го «Мой банк» вышел из капитала «Моего банка. Ипотеки» (до этого владел долей в 25,25%). А 31 января ЦБ РФ отозвал у него лицензию на осуществление банковских операций.Как известно, Центробанк продолжает «зачистку» в банковской сфере с тех пор, как ведомство возглавила Эльвира Набиуллина. Самые громкие эпизоды до «Моего банка»: «Пушкино», «Инвестбанк» и «Мастер банк».
И вот проверка ЦБ установила, что из «Моего банка» были выведены практически все активы - 10 млрд рублей.
Так что же стоит за арестом нашего экс-сенатора Фетисова любимца экс-губернатора Кулакова (ныне также уголовно преследуемого)? Политика, экономика, происки партнеров-банкиров?
Что касается политической версии, то Фетисов никак не мешал воронежской губернской власти. Если только не брать в расчет, что его креатура Кудрявцева попортила кровь команде, что работала на Александра Гусева на выборах мэра Воронежа. Есть в спонсорстве Кудрявцевой и определенная связь с крахом «Моего банка». По версии следствия, средства, похищенные из «Моего банка» были потрачены на приобретение недвижимости и вложены в различные политические проекты Фетисова. То есть, из них вполне могла финансироваться прошлогодняя кампания депутата Кудрявцевой. Разные источники (разумеется, из противоположного штаба) уверяли, что Фетисов вложил в Кудрявцеву от 70 до 100 млн рублей.
Но это, пожалуй, единственный политический грешок Фетисова перед воронежской властью. В остальном он и его партия не только не мешают, но помогают кандидатам от партии власти. Даже если бы Фетисов планировал лично выступать против Гордеева в сентябре этого года, он бы только легитимизировал выборы без выбора. Кудрявцева в силу особенностей своего характера, наверное, добавила бы перцу губернаторской кампании (что обещает быть куда скучнее мэрской), да только в схватке с Гордеевым и она – спойлер.
Реальных соперников в этой кампании вообще днем с огнем не сыскать. Скорее всего будет технический кандидат от «Справедливой России», не менее технический (вспомните, его результат на мэрской, никаких иллюзий) кандидат - Константин Ашифин от КПРФ, ещё один технический - от «Родины». Вставить же палки в колеса Гордееву под силу только тому игроку, кто кровно будет заинтересован в победе или будет представлять интересы кровно заинтересованных. И само собою – сильных.
После отзыва лицензии «Моего банка» у Фетисова было больше месяца, чтобы решить вопрос с сильными и кровно заинтересованными. Например, такими как «царь» Никита Михалков. Он хранил в банке Фетисова около 200 млн рублей личных денег и порядка 100 млн рублей там держали подконтрольные ему структуры, уточняют источники, близкие к ЦБ. Конкретной суммы, конечно, никто кроме Михалкова не знает. Как известно, в РФ гарантированы вклады не более 700 тысяч рублей, так что остальное Никита Сергеевич должен был раздать либо близким людям, чтобы они за него вложили, либо лично договориться с банкиром. Есть версия, что Глеб Фетисов поручился перед вкладчиками подобными Михалкову всем своим имуществом. К слову, другим крупным вкладчиком СМИ называют советника Владимира Путина, экономиста Сергея Глазьева. Короче, статусные вкладчики обратились к Фетисову, но тот стал переводить стрелки на новых владельцев. После чего состоятельные люди пошли к руководству ЦБ и в другие ведомства.
Кстати, банк Фетисова имел интерес и в Воронеже: контролировал 49% перезапущенного недавно ОАО «Бутурлиновский ЛВЗ». Однако активы ликерки из «Моего банка» были выведены незадолго до отзыва лицензии.
В конце января на Компромате.ру, где и заметка просто так не появится, вышел целый корпус публикаций с заголовками типа «Спасти лицензию пытаются обманутые вкладчики Никита Михалков и Сергей Глазьев». Но Фетисов усилий главных вкладчиков не оценил, навстречу не пошел. И был арестован по подозрению в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК). Несмотря на то, что по данным «Ъ» Фетисов упоминается в уголовном деле только один раз в аналитической справке ФСБ, судья определила миллиардера в СИЗО до 20 апреля.
Однако больше всех жаль во всей этой истории Галину Александровну. Она вполне имела право ещё на одну «лебединую песню» (что была спета не раз, начиная с мэрской кампании 2008-го) в своей политической карьере. Все-таки столько лет отжигает на уровне тяжеловесов, не имея в кармане ни одного самого завалящего банчика.