OOO «Гидросистемы» – одна из ведущих компаний в Центральном Черноземье, специализирующаяся на очистке воды и водоподготовке. Среди клиентов предприятия –«Эфко-Слобода», «Липецкий Бювет», «PEPSICO», «МИРАТОРГ», «Вкуснотеево», «Простоквашино», «Заречное»» и другие пищевых предприятий, более 500 объектов теплоэнергетики, множество котельных в разных регионах страны.
В 90-е никто не задумывался о качестве воды
– Компания «Гидросистемы», специализирующаяся на системах очистки воды и водоподготовки, была зарегистрирована в 2003 году. Хотя фактически этим бизнесом я начал заниматься гораздо раньше.
Началось с того, что в 90-е годы появилась идея – что надо чистить воду. В то время никто не задумывался о качестве воды: течет из крана – и хорошо. Но году в 92-93 мне в руки практически случайно попал американский фильтр-насадка на кран. Мы с партнерами попробовали купить коробку таких фильтров и перепродать – получилось. Что интересно, та фирма-продавец до сих пор существует, и стала крупнейшим поставщиком; мы работаем с ней до сих пор.
Нашим первым крупным заказчиком промышленного оборудования для очистки воды стала в 1997-м году воронежская компания «Артмес», производящая газированные напитки. Но до 2002-2003 года это направление бизнеса для меня было побочным, пока не было принято решение и дальше двигаться в направлении промышленных заказчиков. Что бы это ни было – котельная, пищевое производство, животноводство – вода должна соответствовать строго определенным нормам. И это делает востребованными наши услуги.
В 2003-м году нашим первым крупным заказчиком стал ликеро-водный завод «Сапсан» в Нововоронеже. У водочников очень жесткие требования к воде. Этот объект нам очень сильно помог.
Поставщик известных марок
– Главный ресурс – идея. Удачным в начале развития компании было и то, что почти полностью отсутствовала конкуренция. Кроме того, были знания в этой сфере, накопленные за предыдущие годы, было доверительное отношения с заказчиками и поставщиками. Например, первое оборудование мы закупали с отсрочкой платежа. В результате организация этого бизнеса не потребовала никаких серьезных вложений – все деньги пошли только после первого заказчика.
В 2005 году мы стояли у истоков появления торговой марки «Липецкий бювет». В числе других известных названий – торговая марка «Слобода».
Не замечать кризис
– Кризис 2008-го года мы преодолели очень быстро. Уже в марте 2009-года мы почувствовали, что для нас кризиса нет, хотя за пару месяцев до этого пришлось отправить в б/с половину сотрудников. Преодолеть этот этап нам помог заказ из Нового Уренгоя. Компания «Сибнефтегаз» заключила с нами договор на сервисное обслуживание на 1 миллион рублей – эти деньги и позволили пережить начало года. А уже в апреле появилось множество объектов, где были востребованы наши услуги. В итоге финансовые показатели 2009-го года оказались дальше лучше, чем в 2008-м.
В период нынешнего кризиса мы работаем так, как будто его нет. Да, 70% стоимости нашего продукта – это импортные комплектующие, что серьезно отразилось на наших затратах и конечной цене. Но есть еще 30%, которые отечественные. Есть целое направление в нашем бизнесе, такое как автономная канализация, основанное на российском оборудовании. В его рамках цены выросли на 5-7% – то есть в пределах обычной поправки на инфляцию. Кроме того, текущие рублевые затраты – на зарплаты, налоги, электроэнергию – никак не изменились.
В конечно итоге мы даже выиграли, а развитие пошло более активно.
Не замечать конкурентов
– Мы работаем без оглядки на конкурентов. Единственно направление, которое мы специально не развивали (а именно в нем сконцентрировались все конкуренты) – это частные заказы в сфере коттеджного строительства. Изначально оно проходило по большей части в черте города, где есть доступ к центральному водоснабжению, так что мы были не нужны. А теперь тенденция изменилась – заказы в частном строительстве хоть и небольшие по сумме, но их много.
Специфика работы с крупными объектами в том, то иногда между стартом проекта и запуском проходят годы. Например, петербуржский сельскохозяйственный концерн «Детскосельский» купил в Нижнем Кисляе загнивающий животноводческий спецхоз. Мы поставили им оборудование в 2013 году, но проект развивался медленно. В итоге только в нынешнем году с концерном был заключен контракт на монтаж и сервисное обслуживание.
Мы участвовали в программе «Чистая вода», организовали водоснабжение в нескольких населенных пунктах, таких как Русская Журавка Верхнемамонского района, Хреновое Новоусманского района и других.
Государственная программа «Чистая вода» – комплекс мероприятий, осуществляемых совместно органами власти и организациями промышленности. Цель – обеспечить граждан страны чистой водой. Программа направлена на реформирование и модернизацию сектора водоснабжения и водоотведения.
Сейчас мы монтируем и запускаем ряд объектов водоподготовки в Воронежской области: «КДВ Воронеж» – новая крупнейшая кондитерская фабрика «Яшкино» в регионе, «Объединённые частные пивоварни» – производитель пива «Канцлер» в разы увеличивает мощности, «Группа Черкизово» – строит новое производство в Семилукском районе.
Ситуация на рынке водоснабжения
– Ситуация на рынке водоснабжения в Воронежской области зависит в первую очередь от двух важных факторов.
Во-первых, от объемов строительства. Если будут появляться новые объекты, будут востребованы и наши услуги. Пока в Воронеже строительство ведется очень активно – и в жилищном сегменте, и в промышленном.
Во-вторых, от инвестиций в сельском хозяйстве. За последние годы большое развитие получили животноводство и перерабатывающая промышленность. Даже если здесь случится затишье, 2015-й год переживем за счет инерции – в регионе появилось много сильных инвесторов, таких как ГК «Заречное», выпускающее мраморное мясо.
В основе любого бизнеса – хорошая идея
– В основе любого бизнеса – хорошая идея. Многие начинающие предприниматели думают, что нельзя создать ничего нового, а все ниши уже заняты. Это не так – каждый день в мире кто-то что-то придумывает и запускает свое дело. Идею можно и «позаимствовать» – поехать в другой город, в другую страну. Это известная практика – отправиться куда-нибудь в Париж, устроиться в булочную и изучить изнутри, как всё там устроено, чтобы потом использовать этот опыт. Хорошо, чтобы идея была от сердца, от души – а это возможно, даже если мысль заимствована.
Денис Владимирович Махаев родился в Воронеже в 1970-м году. В 1992-м году закончил Воронежский политехнический институт по специальности «Робототехнические системы и комплексы». В 1992-2002 занимался предпринимательской деятельностью в сфере торговли. С 2003 года – директор ООО «Гидросистемы».