После встречи журналистов, преподавателей и студентов факультета журналистики с ректором ВГУ в воронежской медиа-среде разгорелась дискуссия. Одним из ее участников стал замруководителя областного департамента связи и массовых коммуникаций Илья Сахаров, который довольно эмоционально описал свои впечатления в Фейсбуке. Его, в частности, «взбесила тональность встречи, вот это "все на одного", все эти аплодисменты на кураже». «Все превратили в пафосное обличение ректора и госСМИ, — написал он. — Но в принципе отражает большевистский, агрессивный настрой вроде бы либеральных преподавателей». Корреспондент 36on.ru встретился с Ильей Сахаровым, чтобы узнать о перспективах государственных СМИ региона.
— Расскажите о своем журналистском опыте.
— Я по образованию историк. В журналистике оказался, когда выиграл конкурс на вакантную должность в частной липецкой телекомпании ТВК. Занимался криминальной журналистикой. Потом — политической.
После победы телекомпании ТВК на международном конкурсе меня назначили главным редактором службы новостей, затем — главным редактором всей телекомпании. За пять лет, что я руководил телекомпанией, она дважды побеждала на всероссийском конкурсе «Новости- Время местное», который проводила Национальная Академия Телевидения, была признана лучшей региональной телекомпанией в стране по итогам хозяйственной и творческой деятельности, и первой в Центральной России выиграла награду Академии Телевидения — «ТЭФИ-регион» — за лучшие новости.
На волне своей политической деятельности и популярности телеканала, меня избрали депутатом Областного Совета от самого многочисленного округа города. Я не представлял какую-то партию, был одномандатником. Занимал оппозиционную линию по отношению к губернатору. Затем был переизбран. Во второй раз меня поддерживала партия «Единая Россия».
— Как так вышло? Вы ведь только что сами сказали, что были оппозиционны по отношению к губернатору. А разве губернатор не поддерживал партию власти?
— Губернатор противодействовал «Единой России» на этапе её становления в Липецкой области. Потом он неожиданно вступил в неё. На короткий период после вмешательства администрации президента России между всеми силами в области наступил мир, началось всеобщее братание. Вместе оказались люди с разными взглядами. И так получилось, что на выборах «Единая Россия» поддержала меня.
Суммарно депутатом я был девять лет. Параллельно я запустил первый информационный интернет-проект в Липецке — новостной сайт http://lipetsknews.ru/. Он какое-то время был популярен, очень хорошо цитировался. Затем я работал замдиректора по развитию государственной телекомпании «Липецкое время».
— В своем выступлении на журфаке вы сказали, что журналистике вас учили американцы? В наши времена это довольно смелое признание.
— Была такая организация — «Интерньюс». Ее руководитель Манана Асламазян, которую тысячи российских журналистов называют Маманей, награждена ТЭФИ Академией Телевидения за вклад в российское телевидение. «Интерньюс» подготовил, наверное, половину репортёров центральных каналов. Меня к ним на учёбу направило руководство телекомпании ТВК, в которой я тогда работал.
Учили всем азам профессии. Мы занимались ежедневно, с 10 утра и до позднего вечера, иногда до часу ночи. Это были тренинги в течение полутора-двух месяцев. Мы занимались чистой практикой. Я уже писал у себя в Фейсбуке, что нам не рассказывали какие-то пафосные вещи. Нам внушали: «Если ты решил заниматься телевидением, ты должен знать весь процесс, “от” и “до”», «Ты должен отвечать за свои слова», «Ты должен аргументировать свою позицию», и так далее.
С нами, кроме американцев, занимались и успешные российские журналисты, например, Михаил Дегтярь, Владимир Познер.
После обучения я поддерживал связь со своей «альма-матер». Когда наша телекомпания стала получать призы на всероссийских конкурсах, «Интерньюс» начал привлекать меня как медиа-тренера в другие регионы.
— Почему и как вы оказались в Воронеже?
— Я прошёл все этапы в журналистике: был простым репортёром, ведущим новостей, редактором, главным редактором. Я занимался политикой: узнал всю липецкую систему изнутри. Дальше расти было некуда. А хотелось что-то вокруг изменить. В Липецке изменить не получалось. Там не очень нуждались в моих знаниях и опыте.
В Липецке политическая жизнь поделена на две половинки, и людей с иной точкой зрения никто не признаёт. Ты должен либо мочить, либо мочить с другой стороны — журналистов очень жёстко поделили. Причём там люди не выбирают слов, не гонятся за фактом. Сейчас востребованы СМИ с хорошей репутацией, в Липецке, к сожалению, таких нет.
Сейчас, к сожалению, мою любимую телекомпанию втянули в «бойню»: из пяти-шести сюжетов в выпуске новостей три могут быть посвящены тому, какой плохой глава города. Оппонирующая сторона «мочит» Новолипецкий комбинат. То есть там мир чёрно-белый. Я участвовать в этом не хочу и собирался вообще уходить из журналистики.
Я знал, что в Воронеже происходит интересный процесс, что здесь губернатор хочет вывести область на более высокий и качественный уровень, чем она была до этого. Послал свое резюме. Почему бы и нет? Когда у нас была личная встреча, Гордеев сказал без всякого пафоса: «У нас есть миссия — сделать область лучше. При этом не врать и не воровать. Если ты согласен честно работать — давай. То, что ты написал, нас устраивает. Давай, готовь свою концепцию». Я взял время на её подготовку. Ездил по районам, изучал ситуацию. Предложил. Согласились. Теперь мы это реформу делаем.
— В чём состоит эта реформа?
— Смысл нашей реформы в том, что государственные СМИ должны быть эффективными, должны быть интересны людям. Мы должны объяснить, что делает власть на самом деле. Наша цель не показывать, как Алексей Васильевич ленточки перерезает, а объяснить, что происходит. На людей сваливается огромный поток информации: через телевизор, радио, интернет, и так далее. Много информации подается слишком субъективно, поверхностно. Мы хотим сделать информационный поток более объективным.
За этот год мы полностью изменили дизайн газет, сделали современную вёрстку. Убрали с первых полос скучные рапорты о достижениях чиновников. Вместо этого мы рассказываем о простом человеке. Понятно, что мы рассказываем об успехах. Но и о проблемах тоже. И просим, и настаиваем, чтобы чиновники, главы районов, чиновники областного уровня объясняли, что происходит, что за каждым явлением стоит, объясняли позицию власти.
Очень долго районные газеты (не все, но большинство) писали не для людей, а для галочки. Например, «У главы района состоялось оперативное совещание, в президиуме сидели такие-то люди». И что человеку от этой информации? Ноль. Сейчас идёт процесс переобучения. Мы работаем с редакторами, дизайнерами, фотографами, журналистами. На первых полосах больше нет рассказов о чиновниках, о том, какой красавчик глава района.
Наша конечная цель — не тянуть деньги из областного бюджета, а зарабатывать их самим, давать доход государству.
— Как вы оцениваете работу информационного агентства «РИА-Воронеж», который был создан под вашим руководством? Что из задуманного было реализовано, а что нет?
— Цель та же — создать эффективное СМИ. У нас есть нормальный коллектив, который делает интересные новости. Это хорошие талантливые ребята, которых никто не заставляет врать. Они поднимают острые темы. Если промониторить частные сайты и сравнить с «РИА-Воронеж», вы увидите, что мы не скрыли ни одну социально-важную тему. Есть только одна тема, о которой мы не стали писать. Это приговор Александру Пирогову. По этическим причинам мы отказались от неё. И надеюсь, понятно почему.
Если сейчас промониторить частные СМИ, которые говорят, что они независимые, и посмотреть на «РИА-Воронеж», вы увидите, что на государственном сайте некоторые темы гораздо острее подаются. Например, кто-нибудь ещё поднял тему по ситуации с газовой трубой Газпрома? Мы не просто подняли тему, но мы ещё и качественно разобрались в ситуации. Ведь можно попенять глав районов, Скрынникова, который эти земли давал, — это самое простое, что можно сделать. У нас же есть фактура, есть экспертные оценки. И эта статья подталкивает власть к каким-то действиям.
За год мы сделали рывок — за год сайт, который был создан с «нуля», вырвался в пятёрку лучших. Его цитирует даже иностранная пресса. Но над чем работать ещё есть, ведь нет пределу совершенства.
— Когда вы выступали на факультете журналистики, вы сказали, что появится англоязычная версия «РИА-Воронеж».
— Английская версия создаётся для того, чтобы люди, которые живут за рубежом и не разговаривают на русском языке, и которых вдруг, по какой-то причине, заинтересовала Воронежская область, могли о ней узнать, о том, что в ней происходит каждый день. Понятно, что мы там не будем писать о криминале. Людям это просто не нужно и не интересно. Но о культурной, экономической, политической жизни мы будем писать. Но также должен быть некий культурно-образовательный эффект. Для людей, которым просто интересен английский язык. Как это сделать? Вот для этого я и хочу, чтобы пришли какие-то новые люди, которые это бы могли осуществить. На факультете я говорил только об одном: нам не хватает хороших, талантливых людей. Нам нужны люди, которые бы пришли с идеями, инициативами, и сумели бы сделать что-то такое, чего раньше в Воронеже ещё не было.
Есть агентства, которые занимаются профессиональными переводами и которые готовы делать эту работу. Но когда они узнают, что к ним пришла государственная структура, они сразу повышают цены на свои услуги в несколько раз. Я их не могу судить за это — это нормально. Но, с другой стороны, цены должны хоть немножко с жизнью соотноситься.
Когда мы, например, только делали сайт, стали мониторить рынок. И по нему пошёл слух: государственные структуры хотят сделать заказ. И ценник вырос от 1,5 до 2,5 миллионов рублей. Но я-то занимался созданием сайта и знаю реальные цены. Поэтому мы нашли фирму с отличной деловой репутацией, которая делала сайт Государственной Думы РФ, и заказали сайт у них. И вышло дешевле в 2 раза.
Все почему-то думают, что мы деньги не считаем, и готовы ими разбрасываться направо и налево. Не скрываю: ко мне даже приходили люди, которые предлагали определённые проценты. Но у меня цель другая. У меня есть миссия, как бы пафосно это не звучало. Я своей репутацией отвечаю за результат. У меня растёт ребенок, и мне важно, чтобы он мною гордился.
— Что вы думаете о перспективах СМИ вообще, и государственных на региональном уровне?
— Сейчас все СМИ сильно зависят от дистрибуции. У нас в очень плохом состоянии розничная торговля: за последнее время резко сократилось количество киосков. Серьезные проблемы с «Почтой России»: она задирает цены на подписку, навязывает договоры, которые экономически не выгодны, а в новой концепции, которую она предоставила правительству, ни слова не говорится о подписке. Я думаю, и мы уже ухватили тренды Западной Европы, газеты у нас будут распространяться бесплатно.
Сейчас общемировые тенденции такие, что каждый пользователь сам определяет, когда и что он смотрит. Например, вы не встретите в английских газетах программу передач. В России обещают, что уже к 2015 году самостоятельно выстраивать свою сетку телесмотрения будут порядка 45% людей. Все крупные компании уже сейчас готовятся к этому и перестраивают свою работу.
Какие-то новые технологии появляются буквально каждый день. Еще недавно все считали телеканал «Дождь» передовым, но уже сейчас он не успевает, начинает проигрывать новому каналу LifeNews. Поэтому в такой ситуации надо быть в постоянном напряжении: как только ты где-то что-то упустишь — эту нишу сразу же заполнит другой. Поэтому что государственные, что частные СМИ, я их не разделяю, должны, прежде всего, думать о будущем: как быть интересным читателю и как до него добраться.
Мы вступаем в страшнейшую эпоху: ожидается, что в ближайшие два-три года умрёт региональное телевидение. В Лисках, Россоши скоро не будет телекомпаний. Ни одна из них не найдёт денег, чтобы оплачивать доставку сигнала на спутник. Это порядка 20 млн. рублей в год. Другая проблема: какой-нибудь региональный канал выиграет место в третьем мультиплексе, но круглосуточное вещание просто нечем будет заполнять. Уровень качества местных журналистов очень низкий. То, что они делают, за исключением новостей, малоинтересно.
— А как изменится само содержание, качество?
— Сколько у нас в Воронеже блогеров-тысячников? Практически нет. Люди устали от субъективизма, передергиваний, навязывания оценок. Люди хотят видеть факт и самостоятельного его осмыслить и домыслить. Поэтому сегодня бурно развивается инфографика. Сегодня любой материал, поданный через инфографику, собирает больше просмотров, чем любая авторская статья.
Даже по соцсетям видно, что сегодня не воспринимают авторов, людей бесят чужие суждения, субъективный взгляд на мир. Я считаю, что задача журналиста – скрупулезно собрать факты, оценки, экспертные мнения и передать это читателю или зрителю. Но сейчас это мало кто умеет. Именно об этом я и говорил на журфаке.
Низкий профессиональный уровень — общая проблема, что воронежских, что московских, любых других российских журналистов. Казалось бы, журналисты должны быть людьми любопытными, но, к сожалению, даже когда мы привозим известных медиа-специалистов на факультет журналистики – приходит очень мало студентов. Им неинтересно. И дискуссия на факультете показала, что там много консервативных людей, которые ничего не хотят, критически настроены к нововведениям. Надеюсь, общими усилиями ректората и самого факультета эти настроения удастся изменить.
Вопросы задавала Юлия Репринцева
Фото Олег Харсеев