Николай Смешков. |
― До перестройки я вообще не имел отношения к пищевой промышленности. Я закончил политехнический институт в Азербайджане, занимался строительством. Получил диплом Академии Общественных Наук при ЦК КПСС. В 1993 году я возглавил воронежское отделение «Российского товарищества содействия возрождению и развитию малых городов и сел», которое в том числе занималось мониторингом здоровья населения. Вскоре региональный Департамент здравоохранения и Департамент образования выпустили удручающий доклад о состоянии здоровья детей: низкий уровень гемоглобина, высокая утомляемость. «Товарищество» стало специализироваться именно на этой проблемной теме. Наладили производство лекарственных препаратов, биологически активных добавок к пище и, конечно, гематогена. И название сменили ― на ООО «Возрождение и Развитие». Все это было реализацией областной программы по оздоровлению населения. Наш гематоген поставлялся во все школы и дошкольные учреждения региона.
Производство гематогена было ключевым пунктом реализации областной программы?
― Да, посудите сами. Классический состав гематогена, который не менялся со времен его изобретения, ― это сахар, сгущенное молоко, крахмальная патока, ванилин и ― главное ― альбумин, или порошок гемоглобина. Последний помогает выработке железа в крови. Так что гематоген ― это идеальное, вкусное и полезное «лекарство» для повышения уровня гемоглобина, где на 50-граммовую плитку приходится не менее 2,5 граммов альбумина.
Всегда ли гематоген производился в Воронеже?
― Нет, раньше его поставляли из Саратовской области. Два года до открытия собственного производства мы активно сотрудничали с предприятием в Энгельсе: у них было оборудование и обученный персонал, а у нас ― основные компоненты: сахар, молоко, патоки. Все это время мы фактически учились у них. Смотрели, как на производстве специалисты сначала тщательно взвешивают все ингредиенты, затем смешивают и варят. Когда готовая масса уже сформирована на прокатной линии, ее охлаждают и оставляют выстаиваться на сутки. Только на следующий день готовый пласт делится на четко выверенные части и оборачивается в пленку из полипропилена. Процесс не очень сложный, но требует внимательности и контроля качества, соответствующего требованиям международных стандартов. Перевес готовой плитки всего на 5 граммов ― это уже брак! Но всему этому мы очень скоро научились, и уже в 1994 году получили у Министерства здравоохранения лицензию на самостоятельное производство гематогена.
Обертку с изображением розовощекой девочки ― тоже позаимствовали у коллег?
― Нет, идея повторить известный советский бренд принадлежит нашему предприятию, это наша торговая марка. Я считаю, историю нужно беречь.
Легко ли было найти все необходимые для производства гематогена ингредиенты в тяжелое постперестроечное время?
― Не очень, но мы справлялись. Бычью кровь ― источник альбумина ― сначала закупали в Москве, у мясокомбината имени Микояна. Затем наладили поставки замороженного мяса из США. Отдельно альбумин покупали в Беларуси, Польше, Чехословакии, Германии.
Сейчас удается найти все ингредиенты на территории страны?
― К сожалению, нет. Преимущественно мы продолжаем пользоваться импортным сырьем, хотя надеемся, что сухую кровь мы скоро сможем закупать в воронежском «Заречном».
Ингредиенты гематогена можно чем-нибудь заменить?
― Рецептура остается классической, разработанной русскими учеными. Заменять ингредиенты нельзя, но можно добавлять другие компоненты. Прогресс не стоит на месте. Мы пользуемся последними данными исследований ведущих профильных воронежских институтов: Медицинской академии, Технологического института, ВГУ. Мы внимательно относимся к их рекомендациям. Например, по последним данным, воронежцы ощущают недостаток железа и лизина гидрохлорида ― аминокислоты, недостаток которой в организме может привести к нарушению процесса метаболизма. Поэтому мы решили выпустить новый вид ― «Гематоген-Л», содержащий эту жизненно необходимую аминокислоту. Мы решили и проблему недостатка йода, добавив в классическую рецептуру экстракт фукуса.
Вы ориентируетесь исключительно на результаты воронежских исследований?
― Почему же. Например, по предложению уральских ученых мы дополнили состав гематогена эрамином ― растительным экстрактом люцерны. Это своего рода иммуномодулятор для нашего организма: этот антиоксидант, регулятор биохимических процессов во всем организме, является источником флавоноидов.
То есть гематоген, произведенный ООО «Возрождение и Развитие», продается не только в Воронеже?
― Конечно. Более того, мы открыли предприятия в Москве, Курске, Новосибирске, Томске. Сейчас доля нашего рынка составляет 10-12%, мы позиционируем себя как предприятие малого и среднего бизнеса.
Кроме гематогена вы что-нибудь производите?
― Да, наше предприятие также выпускает пищевые добавки для промышленного производства, биологически активные добавки ― непосредственно для населения. В этом году мы занялись изготовлением восточных сладостей, ириса и шербета.
Почему вы решили развивать кондитерскую линию производства?
― Эти сладости всегда были популярны в нашей стране и остаются таковыми до сих пор. Если говорить языком бизнеса, мы диверсифицировали производство и предложили рынку дополнительные продукты.
Вы сами часто едите сладости?
― Гематоген ― конечно, ведь это полезно. Главное знать меру ― не больше плитки в день.