
Обвала не будет
Несмотря на то, что динамика рынка керамической плитки тесно связана с ситуацией на строительном рынке, назвать эту зависимость абсолютной нельзя. Это становится особенно очевидным, если посмотреть на оценки экспертов. Что касается строительства, здесь прогнозы куда более пессимистичны: многие ожидают сокращения объемов рынка на величину от 30% до 50%. Говоря же о керамической плитке, эксперты уверены в том, что, несмотря на некоторое замедление, отрицательных темпов роста в ближайшее время не предвидится.
Покроем дефицит
На чем основаны такие достаточно оптимистичные прогнозы?
Во-первых, рынок поддержат крупные государственные инфраструктурные проекты, такие, как подготовка к чемпионату мира 2018 года. Кроме того, несмотря на неопределенные перспективы частного сектора, в регионах продолжится реализация программ строительства жилья.
Во-вторых, уже в конце прошлого года отмечалось существенное удорожание импортной продукции (до 40-50%) при том, что стоимость российской росла в пределах 10-15%.
Тенденция к перераспределению спроса в пользу российских производителей наметилась еще в 2013 году. Именно тогда едва ли не впервые произошло падение импорта из Беларуси (-8,3%) и Украины (-7,9%). Если в 2012 году доля импорта на рынке керамической плитки составляла 33%, в 2013 году этот показатель равнялся 31,6%.

Нынешняя же ситуация может привести к тому, что ряд зарубежных поставщиков может вообще уйти с рынка или кардинально пересмотреть ассортимент. Как следствие, возникнет потребность в заполнении освободившейся ниши.
В-третьих, непосредственно вытекающий из вышесказанного дефицит отечественных строительных материалов, который уже сегодня отмечается в большинстве субъектов Российской Федерации.
В сложившейся ситуации очень многое будет зависеть от самих российских производителей. Давно прошли те времена, когда они покупали или копировали западные технологии, пытаясь «дорасти» до них по качеству. Сегодня и воронежский, и шахтинский заводы – крупные предприятия, оснащенные современным оборудованием с полностью автоматизированным производством. Тем не менее, вопрос дальнейших инвестиций стоит и перед ними.
- Будущее отрасли – за цифровой печатью, - считает директор по производству группы компаний "Юнитайл" Сергей Ильин. – Да, сегодня выпущенная на «цифре» продукция стоит немного дороже ротоколора. Но в перспективе ротоколор будет все больше вытесняться цифрой.
Не менее перспективное направление – создание собственных технологий, превосходящих импортные аналоги, но с использованием преимущественно отечественного сырья.
- Работу в этом направлении мы ведем уже много лет, - рассказывает главный технолог Сергей Козлов. – Во многом благодаря тому, что мы не просто сохранили, а активно развивали и модернизировали собственную технологическую лабораторию на базе шахтинской производственной площадки.

О последних разработках холдинга, таких, как полная замена импортных глин сырьем отечественных месторождений и разработка формулы нефриттованой глазури, мы уже писали в наших материалах.
…и оптимизация
...предполагающая, в первую очередь, сокращение затрат благодаря рационализации производственных процессов и повышению эффективности работы. И, конечно, совершенствование управленческих процедур.
Применительно к группе компаний "Юнитайл" это означает еще большую интеграцию предприятий в единый бизнес-процесс. И в целом для холдинга, и для каждого отдельного предприятия это даст значительный, выражаясь научным языком, синергетический эффект, то есть большую эффективность работы в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему.