Один из самых распространенных ответов среди предпринимателей относительно проблем ведения бизнеса – недоступность кредитов. Но если посмотреть на итоги тех же опросов, например, в Германии, то проблемы с кредитами всплывут и там. Конечно, есть специфика: наши жалуются на 30% годовых, а немцы – на сложность получения одобрения банка. Собрать для немецкого банка пакет документов – это отдельное приключение для очень здорового и упертого клиента. В тоже время наше налогообложение – далеко не самое высокое не то что по сравнению со странами Европы, но и в мире.
Дополнительная сложность - низкий уровень грамотности начинающих бизнесменов. Но такие меры, как, например, развитие бизнес-школ, распространённых на Западе, не даст нужного эффекта. Прежде всего, в голове должны быть некие базовые понятия, которые бизнес-школы и призваны систематизировать – а подавляющего числа предпринимателей нет и их.
Дополнительной проблемой малого и среднего бизнеса является не умение признавать и правильно артикулировать свои проблемы.
– Культурные традиции – один из факторов, становящихся препятствием на пути развития отечественного миникомпаний.
Во-первых, мы живем в очень молодом государстве, со всеми характерными для него сложностями – неразвитое законодательство, коррупция, зарегулированность, высокие ставки – не могут банки кредитовать компании под 3%, как в Европе.
Во-вторых, и бизнес в России – очень молодое явление, у нас нет компаний истории, как в какой-нибудь Франции – кафе, в котором предок нынешнего владельца кормил русских солдат в наполеоновские времена. 90% тех, кто сейчас занимается бизнесом, видели 90-е годы – все эти «стрелки», «кидалово», «разборки». Это сформировало определенную культуру и определенный подход: если владелец бизнеса не видит прибыли хотя бы в 50% – ему становится очень грустно и скучно. И мести пол вместо своей заболевшей уборщицы он не пойдет.
Возможно, нам не хватает истории, а не денег и ресурсов. Владелец бизнеса, которому 5 лет не сможет мыслить теми же категориями, что владелец 100-летнего дела, он не ставит себе вопрос «Что я оставлю своим детям?»
– Все любят напоминать о том, как в 2013 году, послеувеличениястраховых взносов, закрылась несколько тысяч индивидуальных предпринимателей только по Воронежской области. Распространено представление о предпринимателях, как о людях в костюмах на дорогих автомобилях, которые по сравнению с основной массой населения живут богато. Но по факту, типичный представитель ИП – это немолодая женщина, которая торгует носками на рынке. И, что печально, изменения условий заставило закрыться многих из них.
Впрочем, не во всем нужно доверять статистике. Среди закрытых ИП хватало «мертвых душ» - причем таких, что мертвее не придумаешь. Для оценки сферы МСБ это было даже вредно – ведь они создавали иллюзию того, что что-то делали.
В малом бизнесе 50% закрытий должны быть нормой. Тем более, что любой бизнес в России – это венчур.
– Если посмотреть на текущую ситуацию – государственной поддержки малого и среднего бизнеса почти нет, хотя она постоянно декларируется. Получается, как анекдоте: «Мне сказали: “ Приходи, будет весело”. А кому будет весело – не сказали».
Те меры государственной помощи, которые существуют, редко доходят до рядового предпринимателя – и по целому ряду причин. Во-первых, финансовая помощь из бюджета, как правило, требует собственных денежных вложений. Во-вторых, оформление необходимых документов – это для нашего человека сложно. В-третьих, из-за отсутствия гарантий, люди не решаются тратить деньги, время и силы на подготовку проекта. В результате помощь достается тем, кому она не очень нужна – кто может позволить себе риск отвлечь сотрудников на проработку заявки и вложить лишние деньги, а еще аффилированным лицам. Последнее особенно обидно.
Может оно и к лучшему, с точки зрения рыночного фундаменталиста, что у малых компаний нет поддержки. Малый бизнес должен уметь существовать самостоятельно. Если ему нужны костыли – это уже не малый бизнес.Государственники, впрочем, с этой позицией не согласятся. Посмотрим, кто победит.
Зачастую власти говорят о том, что, в результате господдержки, они на каждый вложенный рубль получили 5 рублей. Вполне возможно – всё зависит от того, как считать. Например, они инвестировали (пусть даже безвозмездно) 100 тысяч в открытие кафе. Владелец кафе нанял 5 человек на зарплату 15 тысяч… Только ЕСН будет 22 тысячи в месяц или 264 тысячи в год. Методики расчетов налоговых эффектов – это достаточно хитрая финансовая математика. Тем не менее, я всегда радуюсь когда дают господдержку, так как малый бизнес – это «та лошадь, которая тянет».
Кризис: будет только хуже
– Есть стандартный ответ на вопросы о кризисе: что в Китае это слово состоит из двух иероглифов «проблема» и «возможность». В кризис можно найти неожиданные ниши и пути развития. Но те, кто способны принимать неожиданные решения – принимают их и без кризиса. Так что будет только хуже. Снижение реальных доходов населения означает, что убытки понесут не столько супермаркеты, где продается хлеб, на котором не экономят, а, например, кафе – то есть как раз малый бизнес. Спрос на гречку не изменится, а на ресторанное обслуживание – снизится.
Страдают и будут страдать компании, ориентированные на внутренний спрос – то есть подавляющее большинство. Пострадают мелкие магазины, которые торгуют в основном импортным ширпотребом.
Единственный рецепт: кризис надо пережить.
– Выбирая сферу деятельности или переориентируясь в связи с кризисом, надо помнить, что первых по кому он бьёт – это средний класс. Поэтому имеет смысл развиваться в сегменте «эконом» и «лакшери». Но главное – это иметь хорошую идею и быть готовым работать. Люди, которые собираются запускать дело, вложив в него деньги, чтобы потом им не заниматься – закрываются через пару месяцев. И не важно, есть ли на дворе кризис.
Мне всегда на ум приходит кейс-стори одного мальчика, который, не обладая никакими ресурсами, полез в бизнес. Он стал бегать по городу, ныть и клянчить то у одного, то у другого. У одних выпросил взаймы оборудование: мол, получится – озолочу, а не получится – верну и отдам деньги за аренду. С другими договорился о продаже сырья в рассрочку. Будущих сотрудников – своих сокурсников – уговорил также: не получится – отдам зарплату течение нескольким месяцев. И у него всё получилось.
Поэтому можно просто ныть – кредиты недоступны, государство не помогает, законодательство несовершенно. А можно, как он, ныть и бегать. И добиваться успеха.