Как говорил Уоррен Баффет, «оптимизм – враг рассудительного покупателя». Данные регулярного исследования потребительских настроений, проведенного Росгосстрахом в апреле 2014 года, вызывают интерес. Как же отразились напряженные политические новости на потребительском оптимизме воронежцев?
75% воронежцев уверены в завтрашнем дне своих предприятий (в прошлом году 68%); при этом в собственном завтрашнем дне уверены 55% (в прошлом году 49%). 76% воронежцев полностью удовлетворены жизнью, что на 4% выше, чем в прошлом году. Интересно, что среди российских городов лидирует по этому показателю не только Тюмень, но и Казань, Уфа и Ижевск; это показывает, что ощущение счастья связано не только с высокими доходами, но и с социокультурными факторами.
Надо сказать, что настроения работников синхронны с настроениями работодателей. Индекс предпринимательской уверенности, отражающий обобщенное состояние поведения бизнесменов, в марте 2014 года по сравнению с декабрем 2013-го повысился в добывающих производствах с -5% до -1%, в обрабатывающих производствах с -8% до -2%. Итак, известие о том, что «Крым наш» сопровождалось у воронежцев (как и у россиян в целом) ростом потребительского оптимизма, невзирая на обсуждения грядущих против России санкций.
Косвенно показателем потребительского оптимизма является превышение темпов роста розничной торговли в 1 квартале – 111,4% над темпом роста реальной заработной платы – 103,2%. Воронежцы потребляют активнее, чем зарабатывают, уподобляясь американцам. «Американец потребляет, русский пьет, китаец сберегает». Потреблять, конечно, полезнее, чем пить, но не стоит ли воспользоваться восточной мудростью?
На самом деле, официальные итоги экономического развития области в 1 квартале не столь оптимистичны. Индекс промышленного производства вырос лишь на 1,5% (а в 1 квартале 2013 года рост был на уровне 8,1%). Объем инвестиций в основной капитал по крупным предприятиям (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства) снизился на 21,5% от соответствующего уровня прошлого года (6,3 млрд. рублей). Сокращается и прибыль предприятий. На 01.03.2014 г. общий сальдированный финансовый результат организаций составил 2405,0 млн. руб., что на 34,8% ниже уровня 2013 года. Это означает, что, недополучая прибыль, компании будут сокращать инвестиционные программы. Падают доходы консолидированного бюджета (снижение на 7,7% к соответствующему уровню 2013 года). Итак, экономика Воронежской области вступает в полосу стагнации, а в сочетании с инфляцией – индекс потребительских цен по итогам 1 квартала составил 102,7%, на продовольственные товары 104,2% - речь уже идет о стагфляции.
Надо сказать, что здесь мы идем в ногу с российской экономикой, что не радует – стагфляция вещь затяжная и быстрых выходов из нее не видно. А тут еще и политические осложнения. Прямого воздействия санкций со стороны Запада опасаться, похоже не стоит, а вот увод капитала с российских рынков и сокращение иностранных инвестиций – вещь вполне ожидаемая.
На практике многие воронежские компании уже перешли к антикризисным стратегиям концентрации. Избавляются от неликвидных активов «Минудобрения». О готовности расстаться с флагманской компанией своего холдинга – «Инвестиционной палатой» - и сконцентрироваться на строительном бизнесе заявляет Анатолий Шмыгалев.
Возможно, воронежским оптимистам стоит повысить степень своей информированности и скорректировать свои потребительские планы? Меньше кредитов и импульсных покупок, больше сбережений и инвестиций. Нужно, конечно, избегать крайностей и превращаться в Гобсеков-Плюшкиных – так и до депрессии недалеко, а вот разумная осторожность никому не повредит.