Проигрыш в монополию
Не так давно здание воронежского аэропорта не без оснований называли «сараем». А показатели пассажиропотока как снизились в пять раз с советских времен, так оставались на этом уровне долгое время.
До относительно недавнего времени основной проблемой аэропорта «Воронеж» и пассажирских авиаперевозок из него был монополизм: одним и тем же структурам принадлежали и сам аэропорт («Воронежавиа»), и единственный пользующийся им перевозчик («Полет»). Который, естественно, не хотел пускать сюда другие авиакомпании. Впрочем, в развитии пассажирских авиаперевозок «Полет» и аффилированные структуры были заинтересованы мало: основной бизнес состоял в грузовых перевозках, в частности – доставки негабаритных грузов на самолетах «Руслан».
Аэропорт в его нынешнем состоянии не может быть лицом города, - заявил губернатор Алексей Гордеев около года назад, - Мы предлагали собственникам «Воронежавиа» искать инвестора и помогали его искать. Ждали три года».
Позже, по разным причинам, «Воронежавиа» был разделен между тремя акционерами, недружелюбно настроенными друг к другу – понятно, никто не будет вкладываться в имущество, которое не контролирует. Несколько раз объявлялось о привлечении крупных кредитов на реконструкцию аэровокзала – и всякий раз оказывался фальстарт.
Однако в итоге контроль над аэровокзальным комплексом получила воронежская компания «Аксиома», известная тем, что вкладывается в самые неожиданные проекты в строительстве. В результате произошло разделение функций перевозчика и эксплуатанта аэропорта – первое необходимое условие для развития воронежского аэропорта.
|
|
Принятие решения о смене собственников дало возможность ускоренными темпами сделать проект развития, - отметил глава области на встрече с помощником президента Игорем Левитиным в минувшем июне, - У нас есть возможность в течение ближайших двух лет закончить развитие всей инфраструктуры аэропорта, удлинить полосу, получить возможность принимать большие самолёты и в последующие два года завершить развитие всей зоны аэропорта и самого аэровокзала. |
Воздушно-наземное партнерство
Эксплуатация аэропорта – не совсем бизнес. В России взлетно-посадочные полосы аэродромов считаются стратегическим объектами и находятся под контролем государства (несколько попыток приватизировать ВПП в разных регионах обернулись серьезными скандалами). Да и реконструкция полос под современные требования и условия – это многомиллиардные вложения с неизвестным, но явно очень продолжительным сроком окупаемости. Поэтому единственная сегодня нормальная ситуация для развития аэропорта – частно-государственное партнерство. За государством – взлетно-посадочная полоса, за частным владельцем – аэровокзал и связанная с ним инфраструктура. Понятно, что обе стороны партнерства должны согласовывать каждый шаг.
В ходе встречи с воронежским губернатором Игорь Левитин напомнил, что проект реконструкции международного аэропорта «Воронеж» реализуется по поручению президента страны. На второй этап реконструкции, запланированный на 2014-2017 годы, в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» будет выделено 1,8 млрд рублей. В частности, будет проведена реконструкция перрона, рулежных дорожек, увеличено количество мест на стояке для самолетов до 30.
Федеральные деньги на реконструкцию ВПП воронежского аэропорта область начала получать в 2011 году – но на порядок меньшие. Тем не менее, в прошлом году завершился ремонт одной из трёх рулёжных дорожек и третьей части перрона - территории для размещения самолётов и их обслуживания. Это позволило аэропорту принимать более крупные среднемагистральные «Боинги» и «Аэробусы». Официальное разрешение принимать подобные лайнеры «Воронеж» получил в минувшем апреле. Уже сейчас среднемагистральные «Боинги» летают из Воронежа в Анталью, Барселону, Тунис, Грецию.
По федеральной программе в воронежском аэропорту предусмотрено удлинение взлётно-посадочной полосы, что позволит принимать и дальнемагистральные самолёты типа «Боинг-767-300». Они смогут летать в Юго-Восточную Азию (Китай, Таиланд, Шри-Ланку) или в США. В свою очередь, владельцы аэропорта обязуются сделать просторным и современным авиавокзальный комплекс.
Смена караула
10 октября стало известно, что в отношении ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа», введена процедура банкротства. По данным арбитражного управляющего, причиной утраты платёжеспособности стало чрезмерно снисходительное отношение к родственной компании – «Полету», который в течение трех лет накапливал задолженность пред аэропортом. Сейчас у структур, связных с «Полетом» много других неприятностей: заведено уголовное дело за умышленную невыплату зарплат, часть грузовых самолетов арестована судом. Но для развития аэропорта неприятности «Полета» и «Воронежавиа» уже не имеют серьезного значения.
|
|
«Введение процедуры в отношении ОАО «Воронежавиа» не отразится на производственной деятельности самого международного аэропорта «Воронеж». Все службы предприятия продолжают работать в штатном режиме, - заявили в пресс-службе предприятия, - Проводятся работы по реконструкции здания аэровокзала и перрона, уже завершен ремонт второго этажа - новые залы ожидания вылета внутренних и международных вылетов». |
Недавно в здании аэровокзала был завершен ремонт входной группы и проведено теплоснабжение, вентиляция и кондиционирование. После установки светового оборудования и замене асфальта, на привокзальной площади планируют сделать парковочные системы. Помимо основных обслуживающих зон, в аэровокзальном комплексе разместят кафе и Duty Free, а также бизнес-залы.
При этом «Аксиома» заявила о намерении в течение пяти лет построить новое здание аэровокзала площадью 25 тыс. кв. м. и увеличить пропускную способность аэропорта до двух миллионов человек в год. Впрочем, потребность в этом появится еще не скоро.
Налет перевозчиков
Сейчас из «Воронежа» регулярно летают три авиакомпании («Полет», RusLine и UTair), еще несколько организуют чартерные рейсы в сезон отпусков («Северный ветер», «Оренбургские авиалинии», Ellinair, Air Europa). При этом новые собственники аэропорта утверждали, что расширение числа перевозчиков входит в число стратегических приоритетов компании. И в этом они тоже получили поддержку областных властей.
В минувшем сентябре Алексей Гордеев обсудил возможность запуска новых рейсов между Воронежем и столичным аэропортом «Шереметьево» с гендиректором ведущего отечественного перевозчика, ОАО «Аэрофлот» Виталием Савельевым. В результате «Аэрофлот» объявил о начале сотрудничества с Воронежем. Предполагается, что авиакомпания начнет осуществлять полеты в Воронеж с начала летнего сезона 2015 года с частотой два рейса в день на новых отечественных самолетах Sukhoi Superjet 100.
Казалось бы, рейсов в Москву из Воронежа уже немало, но пассажир «Аэрофлота» получает доступ ко всей сети рейсов перевозчика и сможет из Воронежа долететь через Москву практически в любую точку мира. И здоровая конкуренция должна пойти на пользу пассажирам.
Ряд авиакомпаний уже стремится в Воронеж по собственной инициативе. Так, еще один рейс в Москву намерена организовать S7 Airlines («Сибирь»). Ожидается, что в декабре откроются еженедельные рейсы Воронеж-Ереван авиакомпании «Саратовские авиалинии». Этот перевозчик также намерен перевозить воронежцев в Минеральные Воды (два раза в неделю) с 1 ноября. Еще одна региональная авиакомпания, «Ак Барс Аэро» откроет рейсы Воронеж-Казань-Воронеж. А «Полет» намерен летать в Минск. Со следующего года будут выполняться регулярные рейсы по следующим маршрутам: Воронеж – Минск – Воронеж или же Воронеж – Минск – Белгород. Стоит также отметить, что в маршрутах этих рейсов по согласованию сторон, возможно, будут изменения. Планируется, что в Минск самолеты из Воронежа будут летать два раза в неделю, по понедельникам и пятницам.
Возможность перемены мест
Но главное – в последние два года воронежских аэропорт демонстрирует серьезный рост пассажиропотока. Если в 2012 году им воспользовалось около 300 тыс. человек, то в 2013 – уже 355 тыс., а за восемь месяцев 2014-го - около 272,5 тыс. Годовой рост – 15-16 %, заметно выше общероссийских показателей. Понятно, что сейчас летает самолетами довольно небольшое число воронежцев – но это число растет. Что на фоне продолжающегося экономического роста в регионе вполне закономерно. И, надо думать, стали больше летать в Воронеж – город и регион становятся все более интересны стране и миру.