Недавно стали известны итоги развития Воронежской области в первом полугодии 2014 года. Большинство экономических показателей выглядят достаточно позитивными. Увеличить потенциал могла бы Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа. Актуализацией ее механизмов занимается рабочая группа при полпреде президента РФ в ЦФО, которую координирует Алексей Гордеев.
Как уже сообщалось, экономические показатели Воронежские области в первом полугодии заметно превышают общероссийские. Общий рост промышленно производства составил 5%. В частности, оборонный комплекс увеличил выпуск продукции на 21%.
Рост доходов населения на 6% связан прежде всего с увеличением зарплат бюджетников в соответствии с «майскими» указами президента и «дорожной картой». В результате средняя зарплата в области достигла 23,4 тыс. рублей.
Впечатляющие показатели получены в агропромышленном комплексе, прежде всего в животноводстве. Сейчас в АПК области реализуется несколько десятков разномасштабных инвестиционных проектов на общую сумму порядка 100 млрд рублей.
Однако успешность экономической политики зависит от многих современных факторов за пределами региона и страны.
«Есть факторы вне нас, и очень бы хотелось, чтобы мы не жили в безумных обстоятельствах, а могли вести плановую работу. Мы строим планы и с оптимизмом смотрим в будущее, верим в свои силы», - прокомментировал ситуацию глава региона Алексей Гордеев.
Но если мировыми течениями не управляет никто (хотя многие говорят, что делают это), то риски на уровне взаимодействия регионов можно снизить. В некотором смысле макрорегион или федеральный округ можно уподобить бизнес-кластеру, участники которого конкурируют между собой в одних делах и помогают друг друга в других.
Поле сотрудничества весьма обширно, но используется недостаточно. Так, регионы имеют общие системы жизнеобеспечения – транспортную, энергетическую, инфраструктурную. И, судя, например, по проблемам сначала с созданием, а потом – с обслуживанием компании пригородного транспорта «Черноземье», единая точка зрения регионов выражалась довольно слабо. Самую принципиальную позицию, основанную на интересах жителей региона, занял, пожалуй, лишь глава Воронежской области Алексей Гордеев.
Между тем, общая политика развития ЦФО существует на уровне закона. Стратегия развития округа была разработана в 2011 году. Недавно Государственная Дума приняла законопроект о государственном стратегическом планировании. Дело – за механизмами реализации и способами измерения результатов.
В конце июня состоялось заседание Совета при полпреде президента России в ЦФО Александре Беглове, посвященное совершенствованию системы стратегического планирования в округе. По мнению полпреда, существующую стратегию необходимо актуализировать, применяя новые подходы.
«Отличительная особенность сегодняшней работы – это принятие управленческих решений в быстро изменяющихся обстоятельствах, причём эти изменения происходят во всех областях деятельности. Она направлена не только на выживание, но и на развитие. Стратегия нацелена на импортозамещение, на развитие конкурентных рынков, на активное привлечение инвестиций. Особое внимание следует обратить на развитие межрегионального сотрудничества», – отметил Александр Беглов.
Координацией этой работы занимается рабочая группа под руководством Алексея Гордеева. Воронежская область за последние годы приобрела достаточный опыт в разработке такого рода документов. С 2011 года областные власти сформировали 18 экспертных групп, которые работали над Стратегией социально-экономического развития региона, которая органично вписывается в федеральный вектор развития.
Аналогичной работой занимались и в других областях округа. Как отметил Алексей Гордеев на совещании у полпреда, наиболее полные и проработанные предложения предоставили Белгородская, Владимирская, Липецкая, Рязанская, Тульская и Ярославская области.
Промежуточным результатом стал ряд конкретных предложений. В частности, Алексей Гордеев предложил разработать схему территориального планирования ЦФО, которая позволит согласовать региональные стратегии социально-экономического развития со схемами территориального планирования.
В общую схему, пояснил воронежских губернатор, нужно включить границы земель сельхозназначения, карты размещения особо охраняемых природных территорий и объектов капитального строительства. Очевидно, в этих сферах регионам необходимо поддерживать друг друга. Тем более, что «приграничные» районы разных субъектов чаще теснее связаны между собой, чем с местными столицами.
А для того, чтобы эффективно использовать инвестиционный и инновационный потенциал регионов необходимо улучшить межведомственное взаимодействие как на уровне отдельных субъектов, так и в рамках ЦФО в целом. В частности, нужен общий подход к определению механизмов государственной поддержки межрегиональных инвестиционных проектов. Проще говоря, вместо того, чтоб переманивать инвесторов друг у друга, регионы могут создавать общие площадки для них.
Но, чтобы работать вместе нужны, в свою очередь, единые механизмы измерения или система взаимосвязанных стратегических индикаторов. Для каждого из них необходимо определить пороговые значения. Как заявил Алексей Гордеев, такие индикаторы позволят оценить инновационность и конкурентоспособность новой модели.
Естественно, от документов до конкретной работы, а там более, до ее результатов – долгий путь. Министр регионального развития РФ Игорь Слюняев на том же заседании признал, что «примеров успешного взаимодействия регионов в стране единицы», регионы решают вопросы повышения качества жизни людей, экономического развития самостоятельно. Хотя, как отметил министр, гораздо лучший эффект субъекты РФ могли получить, объединив усилия.
А главная цель любой стратегии, напомнил Алексей Гордеев, - рост уровня и качества жизни людей.