Перемирие, заключенное сторонами конфликта на востоке Украины, справедливо считается хрупким, а дальнейшее развитие событий непредсказуемым. Также неизвестно, будет ли продолжаться обмен санкциями между Россией и странами Евросоюза. Однако сложившуюся ситуацию можно рассматривать как некий «промежуточный финиш», и с этой позиции оценить влияние событий последних месяцев на различные сектора экономики Воронежской области, прежде всего промышленность.
Согласно статистическим данным, в прошлом, относительно спокойном году больше половины торгового оборота Воронежской области приходилось на Украину (27,8% или $ 697 млн) и на страны, которые сейчас участвуют в санкциях против России и, в свою очередь, становятся объектом ответных санкций (29,5% или $ 744 млн). На первый взгляд, ситуация выглядит довольно угрожающей.
Однако прямые санкции пока касаются только предприятий оборонного концерна «Созвездие», в том числе ОАО «Электросигнал», в котором «Созвездию» принадлежит блокирующий пакет. Но основным «клиентом» объединения остаются российские вооруженные силы, а основным продуктом – собственные оригинальные разработки. Только на днях «Созвездие» представило комплекс радиорелейной связи Р-430, который, возможно, «станет базовым комплектом аппаратуры цифровой помехозащищенной радиорелейной связи для всех видов Вооруженных сил и силовых структур Российской Федерации».
Косвенно под санкции могут попасть производители ракетных двигателей Воронежский механический завод и Конструкторское бюро химавтоматики (оба входят в концерт имени Хруничева). Тем более, что для ракет «Протон» (частично строятся в Воронеже) настали трудные времена безо всяких санкций – в минувшем мае «Протон-М» со спутником связи «Экспресс-АМ4Р» сгорела в плотных слоях атмосферы (предыдущие десять запусков были успешными). После этого столкнулась с сокращением числа заказов американское представительство концерна Хруничева - International Launch Services. Российскую ракету стали теснить конкуренты, французская Ariane 5 и американская Falcon 9. Хотя у строителя Falcon недавно взорвался прототип новой модели во время испытаний, так что альтернатив российским носителям по-прежнему немного.
Но следует отметить три обстоятельства. Во-первых, несмотря на усилия местных лоббистов, продукции "Хруничева" в черном списке ЕС и США нет. Все лицензии, выданные США, продолжают действовать, ни один ранее заключенный контракт не был расторгнут. Во-вторых, большая часть «ракетных» заказов приходится на Роскосмос.
И, в-третьих, тот же ВМЗ давно не кладет все яйца в одну корзину – космическое предприятие оказалась весьма конкурентоспособно в других отраслях. «Гражданская» продукция ВМЗ сейчас дает примерно треть выручки. Среди заказчиков – предприятия «Газпрома», РЖД, авиационной промышленности.
Эксперты оценивают максимум потерь предприятий воронежской «оборонки» и «космоса» из-за западных санкций в 1-2 млрд. рублей в ближайшие два года (с учетом потерь всех смежных предприятий) – или примерно 5-10 % общей выручки. Неприятно, но, надо думать, поддается корректировке.
В довольно уязвимой ситуации оказалось Воронежское самолетостроительное общество. Сейчас основной продукцией завода является АН-148 в различных модификациях – разработка украинского КБ имени Антонова. По итогам прошлого года исполнение контрактов на постройку Ан составил половину выручки ВАСО – около 5 млрд. рублей. Украинской стороне принадлежат интеллектуальные права, с украинских предприятий поставляется часть узлов и агрегатов. На фоне обострения политической обстановки можно ожидать проблем и с поставками, и с взаимодействием с украинскими коллегами в целом. Однако пока все выглядит благополучно.
8 сентября глава украинской двигателестроительной корпорации «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев заявил, что программа лицензионной сборки украинских самолетов в России сворачиваться не будет. «У меня отличные отношения с главой Объединенной авиастроительной корпорации Михаилом Погосяном и с предприятием в Воронеже»,- сообщил он и добавил, что запрет Украины на поставки в военно-техническое сотрудничество с Россией не распространяется «на поставку двигателей и любой продукции двойного назначения».
Другое дело, от одной только доброй воли зависит далеко не все – может случиться, что украинские партнеры не смогут выполнить свои обязательства в силу общего тяжелого положения. Но, по оценкам наблюдателей, даже в случае разрыва кооперации отечественный авиапром сможет развернуть самостоятельное производство требуемых агрегатов в течение одного-двух лет.
Определенную зависимость от украинского рынка (и, соответственно, от российско-украинских отношений) испытывает главный экспортер Воронежской области – россошанские «Минудобрения». Это предприятие создает почти 2,5 % регионального валового продукта и отправляет на экспорт 83 % своей продукции. Учитывая, что российские контрольные органы запретили ввоз практически всех продовольственных продуктов из Украины (недавно этот список пополнили кондитерские изделия), вполне можно ожидать ассиметричного неприятного ответа. Опять же, пока ничего подобного не произошло. По итогам первого полугодия 2014 года структура продаж и выручка «Минудобрений» практически не изменились. Тем более, что основной потребитель россошанских удобрений – вечно нейтральная Швейцария, первый среди стран дальнего зарубежья деловой партнер Воронежской области (более 20 % всего товарооборота).