VI заседание Совета Еврорегиона «Донбасс», в котором принял участие и губернатор Алексей Гордеев, прошло в Луганске. Следующее заседание должно было пройти в Воронеже - но этому помешали киевские события. К тому времени деятельность Еврорегиона «Донбасс» уже начала давать конкретные результаты по укреплению отношений между регионами на уровне муниципальных образований – городов и районов, - были подписаны соответствующие договоры. Воронежская область за счет бюджета начала организовывать "зеленый коридор" на Российско-Украинской границе.
Для полноты понимания проблемы, в двух словах необходимо объяснить идею данного проекта. Условное разделение государств, которое произошло в 20-ом веке, размежевало народы и территории, связанные ранее общностью культуры, экономики, да и кровными узами тоже. Пример – Луганская и Ростовская области.
До 1917 года, большая часть их территории входила в состав Области Войска Донского и создание Украинской ССР никак их не разделило. О какой границе можно было говорить, если межа между поселками Меловое (Луганская область) и Чертково (Ростовская область) проходит по улице Мира? Здесь по правую сторону - дома россиян, а по левую - украинцев. И это - просто самый характерный пример, так было везде.
Из этих условий и исходили инициаторы создания еврорегиона «Донбасс». В 2011 году к перспективной идее присоединились Донецкая область.
Зачем это нужно было воронежцам? Не буду забивать вам голову такими умными терминами, как гомогенные зоны или этнический состав населения. Скажу проще – мы соседи с общими интересами, у нас более 120 километров общей границы. Семьи и знакомые по обе стороны продолжали общаться, ездить в гости. Деловые партнеры заключали сделки, и ни для кого не секрет, что 60% экономики Воронежской области завязано на Донбасс как на промышленный узел.
Поэтому объединение приграничных областей в еврорегион «Донбасс» было естественным шагом для любого здравомыслящего человека. Создав максимально комфортные условия для торговли, производства, образования и инфраструктуры, мы бы только выиграли. Но!
В прошлом году на Украине начались процессы, перевернувшие страницу истории этой достаточно в прошлом благополучной страны. Произошло разделение сначала в умах, а затем и территориально. Крым вошел в состав Российской Федерации, возникли непризнанные Луганская и Донецкая народные республики.
Оставим на совести украинских политиков то, как они называют происходящее – АТО. Мое мнение – если гибнут мирные люди, значит идет гражданская война. В этих условиях процесс объединения приграничных областей в единый регион остановился.
Политика в очередной раз сыграла злую шутку с экономикой. Понятно, что рано или поздно процесс объединения продолжится. Констатируя временную, как я уверен, приостановку интеграции, задумаемся о перспективах.
Луганская область
Первое и главное – с кем начинать процесс переговоров? Логичнее всего выглядит их продолжение с назначенным Киевом председателем облгосадминистрации Геннадием Москалем. Тем более, что общая граница Воронежской и Луганской областей находится под контролем Государственной пограничной службы Украины. Протоколы о взаимодействии также были подписаны на уровне губернаторов.
Однако здесь в шестерни логичных рассуждений начинают попадать камни.
1. Позиция Киевского руководства акцентирована на сближение с Евросоюзом, что влечет за собой разрыв связей с РФ. Это неприятно, но не смертельно, тем более, что экономическая часть ассоциации «положена под сукно» и вряд ли будет реализована в обозримом будущем.
Здесь более настораживают намерения украинских «ястребов» разорвать все отношения с РФ: у них на носу очередные выборы и без ура-риторики не обойтись.
А здесь еще и фантомная "стена" между Украиной и Россией которая то появляется, когда выделяются деньги, то исчезает, когда они неизвестно куда уходят.
Недавно Президент Украины П. Порошенко заявил, что стена построена на 80%, но ее так никто и не видел. Оставим это на совести руководства Украины, нам это не интересно, просто данная тенденция важна для понимания ситуации в целом.
Недавно назначенный губернатор Г. Москаль – здравомыслящий и прагматичный руководитель. Ему понятны все положительные аспекты еврорегиона «Донбасс», но в связи с изложенным выше, думаю, что политика здесь будет превалировать над экономической выгодой.
2. Вторым камнем, стоящим на пути работы еврорегиона, является непопулярность контактов с официальными киевскими властями в связи с их полной дискредитацией в глазах российской общественности. Это объяснимо: нормальному человеку сложно понять националистическую истерию, убийство мирных граждан и разрушение общей истории, поддерживаемые Киевом. Любой контакт на уровне губернаторов вызовет неприятие у большей части жителей Воронежской области. Надеюсь, что это - пока. Пойдет ли руководство области на такой непопулярный шаг? Поживем – увидим.
3. Третий камень – целесообразность экономических взаимоотношений с частично сельскохозяйственной областью, расположенной в зоне рискованного земледелия и способной конкурировать с продукцией сельхозпроизводителей Воронежской области. То есть вопрос: «А чем торговать будем?», встает особенно остро.
С другой стороны существует химическая агломерация Северодонецк-Рубежное-Лисичанск. Это азотные удобрения, топливо, красители. Так что точки для обсуждения по-прежнему есть.
Получается, что территория, контролируемая Луганской народной республикой - а это промышленный юг области, - более перспективна для объединения. Это и дешевый уголь, и металл, и продукция машиностроения. Город переходящий в город и завод - в завод.
Да и реальная столица области – Луганск, – столица ЛНР.
Плюсом является и открытая граница с Российской Федерацией, и желание руководства Республики интегрироваться в экономику России. Но здесь камней в жернова взаимоотношений попадет не меньше.
1. Отсутствие общей границы между Воронежской областью и ЛНР. Она практически прозрачна с Ростовской областью, но это лишние километры, а значит – расходы.
2. Аморфность действующей власти ЛНР, отсутствие стратегии и тактики ввиду слабости экономического блока правительства. Объяснимо: война. Но для экономических взаимоотношений это неприемлемо.
3. Третий камень – менее проблемный, !"убираемый", но очень весомый: остановившиеся предприятия, отсутствие достаточного количества электроэнергии (Счастьинская ТЭЦ под контролем ВС Украины), разрушенная инфраструктура, выехавшие из зоны боев специалисты... Все это не дает на данный момент работать промышленности в полную силу. Вместе с тем при решении ряда чисто технических проблем, данный камень убирается с пути легче всего.
4. Крайне сложная военно-политическая ситуация внутри ЛНР. Несмотря на объявленное перемирие, боевые действия продолжаются. Обусловлено это отсутствием единого центра руководства Республики. Да, номинально существует глава ЛНР – Игорь Плотницкий, – и кабинет Министров. Но полный контроль на территорией они не обеспечивают.
Автономно действуют части комбрига Алексея Мозгового (наиболее харизматичная и влиятельная фигура), атаманов Павла Дремова и Николая Козицина.
Недавно наиболее влиятельными полевыми командирами Армии Юго-Востока был создан Военный Совет, с решениями которого также нужно считаться. В любом случае, договариваясь с руководством ЛНР, даже зная о внутренних противоречиях, мы получим поддержку и Военного Совета.
Аналогичная ситуация и по Донецкой области.
"Сухой остаток"
Лояльная в целом территория ЛНР, но без единого центра, и частично находящийся в блокаде север области, но имеющий своего руководителя.
Возникает вопрос: «А нужно ли нам, рядовым жителям Воронежской области, идти на объединение со столь проблемной территорией?». Ответ однозначен – да.
Время сентиментальных взаимоотношений, к сожалению, ушло. Нам нужно быть прагматичными.
В каком бы формате не продолжилось существование восточных областей Украины (в составе Украины, в нынешних границах ЛНР, ДНР, либо в полных границах областей в составе Новороссии), мы должны искать и находить выгоду для себя.
Сейчас на восток Украины пойдет помощь. Как со стороны Евросоюза, так и, не будем скрывать, со стороны РФ и стран Таможенного Союза. Упустить возможность реализации собственных интересов за эти деньги, было бы просто неразумно.
Кроме того, Луганская и Донецкая область сейчас требуют восстановления, а это - рабочие места. К тому же приграничеые области - это десятилетиями сформированный рынок сбыта наших товаров. А при условии прекращения активных боевых действий, на территорию областей вернется и своя бизнес элита, прекрасно понимающая, как на «мутной воде» делаются состояния.
Многие, увидев в тексте много "но", усомнятся в столь оптимистичном выводе. Но это не оптимизм в «розовых очках». Это реальный, прагматичный анализ, основанный на знании ситуации и исторических параллелей.
Зная подводные камни, легко найти фарватер. У нас сейчас на руках выигрышная комбинация карт. Пойти на риск или спасовать – выбор каждого.
Я думаю, что он будет правильным.