Как уже сообщал 36on.ru, вечером 17 ноября в аэропорту Казани рухнул принадлежащий местной авиакомпании Boeing 737-500 с бортовым номером VQ-BBN. Примечательно, что этот самолет находился в эксплуатации более 23 лет, хотя в операционном лизинге авиакомпании «Татарстан» находился с 18 декабря 2008 года.
До этого «братская могила» на 50 человек сменила семь собственников. Первым владельцем злополучного лайнера были французские компании «Euralair» - с 1990 по 1992 год, затем «Air France» с 1992 по 1995 год, после им владели угандский авиаперевозчик «Uganda Airlines», небольшая бразильская фирма «Rio Sul», далее ирландская международная авиакомпания «Ansett Worldwide Aviation Services», румынская авиакомпания «Blue Air» и болгары из «Bulgaria Air».
Заметим, что это уже третья авария самолетов модели Boeing 737-500 в РФ. Первая произошла с бортом авиакомпании «Аэрофлот-Норд»: 14 сентября 2008 года в Перми, тогда вместе с экипажем погибли все пассажиры - 88 человек. Вторая авария с участием такого же самолета произошла 1 октября 2008 года, у авиалайнера отказали закрылки, но на этот раз обошлось без жертв.
Всего с начала серийного выпуска самолетов Boeing 737 в 1967 году произошло свыше 170 воздушно-транспортных происшествий. Самое большое число жертв произошло во время аварии в аэропорту Исламабада (Пакистан) 20 апреля 2012 года - авиалайнер разбился в результате неудачного захода на посадку, погибло 120 человек.
- Из аэропорта «Воронеж» американские авиалайнеры пока не летают. Boeing 737-800 садился в аэропорт Воронежа один раз. Это был технический рейс, который был необходим для ввода в эксплуатацию реконструированных объектов аэродромной инфраструктуры, - пояснила тогда пресс-секретарь «Авиакомпания "ЮТэйр"» Елена Галанова.
Несмотря на то, что с борта авиалайнера сошло 78 пассажиров, Елена Галанова сперва пыталась убедить, что их там не было вовсе, не исключая при этом, что в салоне могли находиться «члены комиссии». Но потом, передумала, заявив, что “на борту было 68 пассажиров (при вместимости самолета 159 мест) + комиссия".
В воронежском аэропорту сейчас работают три крупных перевозчика: «Полет», «Ютэйр» и «Руслайн». В ближайшее время к ним планирует присоединиться компания из татарстана, боинг которой уже погубил полсотни человек. Каждая из них имеет свои сайты, на которых можно узнать расписание рейсов и познакомиться с парком самолетов. Все «железные птицы» представлены с подробными техническими характеристиками и даже фото, но ни на одном официальном ресурсе компаний не указаны бортовые номера самолетов и их история. Пресс-службы авиакомпаний эту информацию предоставляют неохотно, дополняя свои ответы репликами о том, что все самолеты новые и надежные.
- Так, группа "ЮТэйр" использует на маршруте Москва-Воронеж-Москва самолеты ATR-72-500 2011-2012 года выпуска, полученные новыми с завода ATR в рамках заказа авиакомпании "ЮТэйр" на 20 таких судов. Группа "ЮТэйр" - первый эксплуатант данных самолетов, получил их новыми. Рейсы выполняет дочерняя компания авиакомпании "ЮТэйр" - "Ютэйр-Экспресс". В большинстве случаев в Воронеж летает один самолет - бортовой номер VQ-BLC. Но в случае необходимости он может быть заменен на другой аналогичный борт, - сообщает Елена Галанова. - Контракт на 40 самолетов Boeing 737-800/900 с завода, который был заключен в 2011 году и по которому мы уже получили в октябре первый самолет и ожидаем еще 39 до 2019 года. Это абсолютно новые самолеты с завода. Все Боинги 737-500 с вторичного рынка летали в только в авиакомпании Continental (крупнейший американский перевозчик) до ЮТэйр. 737-400 только в Czech Airlines. 737-800 либо куплены новыми. Либо достались нам от авиакомпании Атлант-Союз (авиакомпания правительства Москвы, более не существует).
Авиакомпания «Полет» Воронеж не стала предоставлять подробную информацию о самолетах своей фирмы. И хотя на официальном сайте авиакомпании и в расписании «Полета» подробная информация об этих лайнерах есть, но сведений об их бортовых номерах также отсутствует. Однако известно, что самой старой модели в парке перевозчика - пассажирскому турбовинтовому самолету Saab 340B с бортовым номером VQ-BGF больше 23 лет. Большинство других моделей немногим моложе, судите сами (данные с сайта planespotters.net):
Зачастую отсутствие слов и нежелание общаться, говорят намного красноречивее заявлений и цифр. А тем временем просторы медиа-пространства уже вовсю пестрят сообщениям о банкротстве «Полета». Например, генеральный директор лизинговой компании ООО «Технолизингстэйт» Михаил Преображенский обратился в Росавиацию с просьбой приостановить работу грузового лайнера АН-124-100 «Руслан» бортовой номер RA-82077, который летает в рейсах авиакомпании «Полет».
Свою просьбу глава лизинговой компании аргументирует нарушением договоренности со стороны перевозчика. Согласно контракту, авиаперевозчик должен выплачивать владельцу огромного самолета ежемесячно по 585 тысяч долларов. В результате долгосрочных невыплат «Полет» задолжал лизинговой компании 2,925 миллиона долларов.
К конфликту подключился известный бизнесмен Александр Лебедев, который в своем блоге отметил, что «...“Русланы” летают по контракту с министерством обороны Великобритании и возят грузы НАТО из Афганистана. А там с платежами все строго».
Третья авиакомпания Воронежа - ЗАО «Руслайн». В авиапарке компании четыре модели: Bombardier CRJ-100ER, Bombardier CRJ-200ER, Embraer 120 RT и Airbus A319. Большинство кораблей авиафлота по лизинговому принципу компания «унаследовала» от московской фирмы ООО «Регион Авиа», которая осенью 2010 года прекратила использовать модели Embraer EMB-120 ER по причине их убыточности. Другие самолеты в ангары «Руслайна», также по лизингу 30 марта 2010 года попали от собственника ООО Авиакомпания «Волга-Авиаэкспресс», которая после того как попала в собственность воронежского бизнесмена Николая Уланова была переименована «AIR VOLGA». При этом, узнать кому принадлежали воздушные суда до этих владельцев выяснить также проблематично. К слову говоря, одному из таких самолетов с бортовым номером VQ-BBC, 23 года, и где он до этого летал неизвестно.
Бортовые номера и историю самолетов авиакомпаний можно проследить где угодно, только не на их официальных сайтах. Сотрудники пресс-служб эту информацию выдают крайне неохотно и «сквозь зубы». Несмотря на то, что на страницах «Википедии» эта информация представлена, но, тем не менее «восстановить» историю эксплуатации конкретной машины непросто.
В аэропорту Воронежа, данные о самолетах, обслуживающих регион, также невозможно получить. Заместитель генерального директора аэропорта, Иван Куренков отказывается предоставлять какие-либо сведения о лайнерах, переадресовывая все вопросы к вышеописанным авиакомпаниям.