Вслед за застройщиком ЖК «Царицино» может обанкротиться страховая фирма ООО «Проминстрах», считают эксперты. При этом масштаб проблемы оценивается в 150 миллиардов рублей. К неблагоприятным последствиям это приведет не только в Москве, но и в ряде регионов.
В Воронеже крах московского страховщика может ударить по таким крупным застройщикам, как ГК «Выбор» депутата Воронежской областной Думы Александра Цыбаня, ГК ВДК депутата Воронежской областной Думы Евгения Хамина, а также ГК «ИНСТЕП» депутата Воронежской областной Думы Анатолия Шмыгалева. Известно, что эти фирмы страховались в «Проминстрахе». Поэтому их дольщиков может ждать такая же судьба, как и дольщиков «Царицыно». В нашем материале – подробности ситуации, которая сложилась в Москве.
Как пишет газета «Ведомости», компании «Проминстрах» придется выплатить 9 млрд рублей дольщикам ЖК «Царицыно». Причина тому – начало конкурсного производства компании-застройщика жилых комплексов ОАО «Московский комбинат хлебопродуктов».
– С введением конкурсного производства в отношении ОАО «МКХ» для граждан, чьи договоры долевого участия (ДДУ) были застрахованы, наступил страховой случай. Соответственно, они имеют право обратиться в страховую компанию с требованием о выплате страхового возмещения, – цитирует издание слова председателя Москомстройинвеста Константина Тимофеева.
Журналисты также напоминают, что представители «Проминстраха» ранее сообщали о готовности выплатить страховку в полном объеме. Такое обещание компания дала еще осенью 2017 года, когда дольщики «Царицыно» открыто обратились к председателю Центробанка РФ Эльвире Набиуллиной. В письме они обратили внимание главы ЦБ на то, что сомневаются в платежеспособности страховщика. Сейчас эти сомнения возросли: по данным СМИ, «Проминстрах» не хочет выплачивать деньги волгоградским дольщикам, при том что их страховой случай был куда меньше.
По сообщению «Комсомольской правды», суд постановил выплатить десяткам обманутых дольщиков «АхтубаСитиПарка» от 800 тысяч до 1,1 млн рублей. В некоторых случаях требуется оплатить и штраф – около 400 тысяч рублей. Эксперты считают, что дольщикам «Царицино» не стоит недооценивать масштабы проблемы – по «АхтубаСитиПарк» уже принято решение о конкурсном производстве, но неизвестно, когда страховщик начнет выплаты. Экономисты предполагают, что компания в ближайшее время может обанкротиться.
По некоторым подсчетам, за задержку строительства обманутые дольщики «Царицыно» должны получить в общей сложности, с учетом пеней и штрафов, 18 млрд. рублей. Но наличие необходимых средств у «Проминстраха» под большим вопросом.
Потенциальная «дыра» же в страховой фирме может доходить до 150 млрд. рублей, общий объем ответственности – до 1,5 триллионов. При этом «Проминстрах», по всей видимости, имеет активы лишь на сумму порядка 5-6 млрд. рублей, отмечает российский аналитик Михаил Хазин.
Осложняет ситуацию то, что большая часть долгов перешла в «Проминстрах» с портфелем страховой компании «РИНКО», которая покинула рынок в прошлом году. До этого портфель рисков застройщиков находился у компании «БАЛТ-страхование». По данным «Новых Известий», именно эта фирма была одним из первых страховщиков ответственности и «Царицыно», и других «проблемных застройщиков». Журналисты напоминают, что перед банкротством компания почти не произвела никаких выплат.
По данным СМИ, генеральный директор «БАЛТ-страхования» Евгений Мирошников, предполагаемый основной владелец фирмы, был также среди совладельцев Международного Строительного Банка и банка «Еврокапитал-Альянс». Считается, что они входили в группу физических и юридических лиц, которая была близка к банкирше с сомнительной репутацией Ларисе Маркус. По данным журналистов, она имеет отношение к похищению у клиентов Внешпромбанка более 100 млрд. рублей.
В составе группы также значились Сергей Одинцов и Виталий Курышев – соучредители Международного Строительного Банка. Эта же группа бенефициаров, в том числе Игорь Налеткин, Владимир Колошин, Евгений Мирошников и Андрей Курышев (брат Виталия Курышева) – были среди акционеров «Еврокапитал-Альянса». Виталий Курышев работал на должности главбуха «БАЛТ-страхование». После банкротства этой фирмы Евгений Мирошников стал гендиректором и единственным владельцем «РИНКО».
Примечательно, что сейчас Сергей Одинцов и Лариса Маркус – конечные бенефициары «Проминстраха». А практически все остальные – Колошин. Евгений Мирошников с родственниками, Одинцов и Андрей Курышев – упомянуты в «Реестре агентов» на сайте страховой компании.
Интересно и то, что первый гендиректор «Проминстраха» Сергей Гладкин вместе с Евгением Мирошниковым совершали походы на Северный полюс в составе одного туристического клуба. При этом страховая компания была по факту «дочкой» Внешпромбанка. После того, как произошла передача клиентов из «РИНКО» в «Проминстрах», Сергей Гладкин неожиданно отказался занимать должность генерального директора.
На основании приведенных данных эксперты делают вывод, что за триадой компаний – «БАЛТ-страхование» – «РИНКО» – «Проминстрах» – стоит одна и та же группа лиц. И их методы работы всегда одинаковы: ряд договоров РИНКО и «Проминстраха» были объявлены несуществующими, из-за чего дольщики не могли получить выплаты.
По некоторым данным, еще во время проверок Центробанк обнаруживал в деятельности «РИНКО» некоторые нарушения – «серые»-«тетрадочные» страховки, заключение фиктивных договоров, вывод средств. Но вместо того, чтобы исправить нарушения компания решила уйти с рынка, передав свой портфель «Проминстраха». ЦБ разрешил это сделать, по всей видимости, не став контролировать этот процесс.
– Можно говорить либо о том, что в отличие от банковского рынка, у ЦБ нет специалистов, готовых квалифицированно работать на рынке страхования, либо искать другие причины, почему в Центробанке были не заинтересованы в осуществлении подобного контроля, – говорит Председатель Союза предпринимателей и арендаторов Андрей Бунич.
Судя по всему, «Проминстрах» получил от Центробанка РФ допуск к осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности застройщиков в долевом строительстве только за несколько недель до того, как портфель был передан. Регулирующий деятельность страховых компаний орган при этом не проконтролировал должным образом процесс передачи портфеля. Поэтому, видимо, сейчас имеются подозрения насчет того, что все дольщики первой и второй компании дошли до «Проминстраха».
На днях дольщики снова вышли с пикетами к Центробанку из-за опасений, что компания Ларисы Маркус и ее партнеров обанкротит еще одну фирму, и люди останутся без страховых выплат. Они потребовали от регулятора взять ситуацию на контроль.
Дольщики подозревают, что группа банкиров могла вывести из страховых компаний до 12 млрд. рублей в британские оффшоры. Однако регулятор такое предположение не рассматривает. Этот факт удивляет лидера движения «Новая Россия» и директора Института актуальной экономики Никиту Иваева:
– Схема более чем подозрительная. Для всех, кроме ЦБ, который не обращал никакого внимания ни на банкротство «Балт-Страхования», ни на череду сменяющих друг друга страховых компаний, ни на очевидную кражу денег дольщиков, через примитивное завышение агентской комиссии.
По данным Исаева, «РИНКО» отдала свой портфель последней фирме без «забалансовых» дольщиков. Они лишились всякой защиты в одночасье. Ожидается, что «Проминстрах» откажет дольщикам в выплатах из-за того, что они «потерялись» во время передачи портфеля. В случае если это провернуть не получится, по мнению экспертов, страховая компания может обанкротиться, как и ее предшественники.
– В этой ситуации «Проминстрах», который утверждает, что «оплаты в «РИНКО» не поступало», как минимум лукавит, и в любом случае все эти обманутые дольщики лягут на плечи ЦБ, – считает Никита Исаев.
– В этой ситуации, – считает Михаил Хазин, – совершенно необходимы скоординированные действия со стороны государства: фактическая санация компании «Проминстрах» и остановка ее деятельности на рынке долевого строительства путем введения временной администрации со стороны ЦБ РФ.
Экономист считает, что это едва ли не единственная мера, которая поможет сохранить активы для выплат клиентам обанкротившихся застройщиков и не допустить увеличение числа обманутых дольщиков.