Обвал
На улице Моисеева кирпичный дымоход рухнул на головы прохожих
В среду на прохожих у дома № 3 на Моисеева, одной из центральных улиц Воронежа, с 18-метровой высоты обрушилась кирпичная вентиляционная труба. Одна женщина, 51-летняя, получила легкое сотрясение головного мозга и ушибы; другая, 34-летняя, с закрытой черепно-мозговой травмой и множественными переломами в тяжелом состоянии находится в реанимации БСМП.
Спасение бегством
Трагедия произошла в 17.30. Оголовок кирпичной вентиляционной трубы -- одной из 17, именно столько в четверг корреспонденты «ВК» насчитали на крыше пятиэтажного дома № 3, -- стал разваливаться. Кирпичи один за другим посыпались на прохожих, спешивших домой после рабочего дня, а также выходивших из кафе «Лакомка», из многочисленных магазинчиков на первом этаже, забиравших детей из детского сада в правом крыле дома. По воле случая четырехкилограммовые кирпичи, падавшие с 18-метровой высоты, никого не убили, а раненых оказалось только двое. Олеся Кобозева в это время, возвращаясь с 7-летней дочкой от врача, припарковала белую «шестерку» на Моисеева у дома № 3 и с ребенком перешла дорогу -- купить игрушку в киоске «Роспечати». Уже возвращаясь к машине, Олеся с дочкой увидели, что в десяти метрах от них на пятерых пешеходов с крыши летит груда кирпичей. Люди, еще не понимая причины грохота, бросились врассыпную. «Одна женщина побежала к проезжей части -- подальше от дома, но именно на то место и пришелся основной удар, -- сказала Олеся. -- Моя маленькая дочь очень испугалась и заплакала». Напротив входа в салон-магазин «Дуэт» лавина кирпичей с крыши сбила с ног 34-летнюю Светлану Ужеву, технолога воронежского мясокомбината, после работы спешившую домой (на улицу Конно-Стрелецкую). К ней на помощь тут же бросились и прохожие, и посетители кафе «Лакомка». Под камнепад попала и 51-летняя Любовь Цепковская, торопившаяся домой на улицу Пушкинскую. Женщина получила по касательной удар кирпичом по голове.
- Я обслуживала покупателя, поэтому, услышав страшный грохот, вначале подумала, что это автомобиль врезался в стену, -- сказала нам Елена, продавец в киоске напротив дома № 3. -- Выглянула в окошко -- Бог мой, на головы людей валятся кирпичи! Ближе к бордюру, окруженная обломками, лежала женщина. Прохожие подложили ей под голову сумку, вызвали «скорую». Другая пострадавшая, согнувшись, держалась за голову, ее лицо было перекошено от боли. «Скорая» примчалась через десять минут, женщин увезли, но лично я теперь боюсь ходить рядом с домами. И раньше знала, что от балконов нужно держаться подальше, если не хочешь, чтобы на голову что-нибудь свалилось. А теперь, получается, что опасно передвигаться и по краю тротуара. Кирпичи ведь отскакивали от края крыши и отлетали туда, где обычно все мы и ходим.
В магазине «Дуэт», близ которого рекламная вывеска обещает «Махровый рай», с утра четверга тоже было несколько нервно: продавец Елена, волнуясь, рассказала, что и она сама могла попасть под обвал, и любой из покупателей. «Я потом десять раз подняла голову, уходя из магазина после рабочей смены: смотрела, как лучше и безопаснее пройти до остановки», -- вспоминала она.
Сразу после ЧП к злополучному дому примчались оперативная группа городского управления по делам ГО и ЧС, бойцы дежурной смены Службы спасения. Спасатели по выдвижной лестнице поднялись на крышу и убрали остатки развалившейся кирпичной трубы. Тем же вечером все упавшие обломки увезли с глаз долой, так что утром на дорожке лежали только осыпавшиеся за ночь листья кленов. А во дворе дома, напротив подъезда под развалившейся вентиляционной трубой, на лавочке в 10 часов утра четверга уже сидели два паренька -- рабочие ООО «Артель».
- Тот, кто клал кирпичи в эту вентиляционную трубу, уже, наверное, умер давно, -- улыбнулся один рабочий. -- Мы поднимались на крышу, видели: цементный слой в руках рассыпается, ведь дом построили более 50 лет назад. Кирпичей, наверное, 200 упало вниз.
- Какое там 200 -- не больше полусотни! -- успокаивал его напарник. -- Мы сейчас заново выложим дымоход, и все будет хорошо.
Всему - оголовок
Раненых женщин приняли в больнице скорой медицинской помощи № 1. Состояние 34-летней Светланы Ужевой медики расценивают как тяжелое. С переломами левого плеча, ребер, костей таза и закрытой черепно-мозговой травмой она помещена в палату реанимации. На улице Конно-Стрелецкой, от которой до Моисеева, 3, всего пять минут пешком, весть о случившемся со Светой несчастье разлетелась молниеносно. Честно говоря, и сама улица в таком состоянии, что первый вопрос жителей начальных номеров домов совсем не удивил корреспондентов «ВК: «Вы не нашим расселением занимаетесь?». Тут не только непросто жить, но даже появляться в обуви на высоких каблуках противопоказано: дорога в коварных колдобинах, ноги переломать проще простого. И дом, где с папой, мамой и сыном живет Светлана, мягко говоря, не богатый. Да и откуда быть богатству, когда мать пенсионерка, а отец парализован. Мама, Нина Петровна, теперь разрывается между БСМП, парализованным мужем и внуком. «Мы в шоке: по чьей вине Светлана, красивая умная женщина, попала в беду? -- возмущались в пятницу их соседи. -- Кто им теперь будет помогать? На лечение сегодня сами знаете, сколько надо!». Вторая пострадавшая, 51-летняя Любовь Цепковская, у которой диагностированы легкое сотрясение мозга и ушиб мягких тканей головы, после обследования попросилась на амбулаторное лечение. «Ее состояние -- средней тяжести, можно находиться и дома», -- сказали врачи.
В следственном отделе Ленинского района начата доследственная проверка: предстоит установить, по какой причине кирпичная кладка могла разрушиться, есть ли повод возбуждать уголовное дело. По одной из первоначальных версий, кирпичная вентиляционная труба могла рухнуть из-за взрыва газового котла в одной из квартир. Однако газовики уже поработали на месте ЧП и заверяют: утечки и взрыва не было. В тот же вечер в управе Ленинского района прошло заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, на которую пригласили представителей УК Ленинского района, обслуживающей дом. Принято решение создать комиссию для обследования оголовков вентиляционных труб на Моисеева, 3, а также на всех аналогичных трубах жилых домов в Ленинском районе, и при необходимости принять срочные меры по их ремонту.
Отрицательный баланс
Корреспонденты «ВК» тоже посмотрели с земли на те трубы: невооруженным глазом видно, что выщербленные, без многих кирпичей в кладке, они нуждаются в замене.
- Вентиляционные кирпичные трубы относятся к общедомовому имуществу, а жители платят управляющей компании, чтобы она следила за его надлежащим состоянием, -- сказал нам руководитель пресс-службы мэрии Никита Чеботарев. -- Это далеко не бедные организации, но, если у них вдруг не хватает средств на ремонт, они должны провести экстренное собрание жильцов, объяснить людям необходимость дополнительного сбора денег.
В четверг директор ОАО «УК Ленинского района» Юрий Сдобников заявил: «Управляющая компания искренне сочувствует пострадавшим, готова оказать любую помощь, возместить вред, причиненный здоровью потерпевшим, и затраты, необходимые на лечение». По его словам, на дом 1961 года постройки, труба которого обрушилась, три года подряд подавали заявки на капитальный ремонт, однако в программу его так и не включили. Обследование оголовков дымоходов и вентиляционных каналов проводилось в августе 2012-го специализированной подрядной организацией. По заключению специалистов, тяга в дымоходах была нормальной, но 18 оголовков вентиляционных труб требовали капитального ремонта. Согласно смете, на их восстановление надо было найти около 500 тыс. рублей. «Учитывая отрицательный баланс лицевого счета этого дома, в связи со значительным износом инженерных коммуникаций и строительных конструкций, основные средства были потрачены на его подготовку к отопительному сезону», -- объяснили в УК Ленинского района. Вроде бы отрицательный баланс лицевого счета дома должен был «подтолкнуть жителей к принятию решения о дополнительном финансировании работ по содержанию», но они ничего де не сделали, а других денег, кроме как средств собственников дома, у управляющей кампании нет.
Помнится, лет 12 назад в Воронеже массово разваливались архитектурные «излишества»: куски штукатурки с фасадов и балконов сыпались на тротуары. Был составлен даже список из сотен домов, где срочно требовалось обрубить старые балконы и отбить едва держащиеся карнизы. Работы даже начали, но -- не завершили. Спрашивается, почему? Потому что появились управляющие компании, взявшие на себя содержание многого из того, что не могли осилить городские структуры. Однако по программе Фонда содействия реформированию ЖКХ, согласно федеральному закону № 185, в Воронеже за последние годы были капитально отремонтированы около 700 многоэтажных домов. Это примерно половина из тех, что еще ждут своего часа.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".