Кредитный кооператив - штука ненадежная. Как показывает практика, лопнуть может, как воздушный шарик - в любой момент. Тем не менее, наивные горожане смотрят не на опыт предыдущих подобных компаний, а на высокие проценты, которые им обещают. Касса взаимопомощи «Финансист» развалилась еще в 2008 году. Было банкротство, уголовное дело и замещение активов, после которого пайщики, не успевшие забрать свои деньги, получили взамен акции ОАО «Ренессанс». Впрочем, с ними тоже не все так просто: некоторые горожане вот уже 6 лет не могут вернуть свои деньги или хотя бы добиться получения законных дивидендов
Светлана Ефимовна Балашова зимой 2008 года переехала в Воронеж с Сахалина. Проработав в администрации, в комитете по управлению госимуществом, 48 лет, ушла на пенсию, вскоре похоронила мужа. Когда на родине больше ничего не держало, она перебралась в столицу Черноземья, к сыну и внуку, которые плотно обосновались в нашем городе.
В кооператив пенсионерка попала, что называется, совершенно случайно.
- Пошла я как-то к сыну в гости. На одном из домов по Фридриха Энгельса увидела вывеску – «Финансист». Об этой организации тогда многие слышали: рекламу по радио крутили с утра до вечера. Ну и решила почему-то зайти. Все-таки в Воронеж я приехала, можно сказать, ни с чем. 15-16 тысяч в кошельке на мелкие расходы и 200 тысяч сбережений, которые планировала вложить в новую жилплощадь. А тут 25% годовых обещают.
Наивную пенсионерку в схеме компании ничего не смутило. А если и были какие-то сомнения, развеяла их обаятельная госпожа Зуева Людмила Михайловна, на тот момент являющаяся директором «Финансиста» и, судя по отзывам, хорошим психологом, которая пообещала вернуть деньги, как только Светлана Ефимовна найдет подходящую квартиру.
На тот момент у кооператива было около 1,5 тысяч вкладчиков. Половина из них - кредиторы, большинство из которых пенсионеры, которые вкладывали по 30, 50, 200 тысяч рублей под большие проценты в надежде получить прибыль, половина - дебиторы, проще говоря - заемщики, которые на последние деньги пенсионеров занимались преимущественно строительством и скупкой жилья, а отдавать деньги должны были по более высокой ставке.
- Уже в мае мне удалось подобрать вариант жилплощади, который меня полностью устроил. Хрущевка тогда стоила 800 тысяч, ну максимум миллион. Я оставила на строительном комбинате залог, так тогда принято было, получила квитанцию и сразу же отправилась забирать свои деньги.
Но на месте фонда пенсионерка увидела только замок на дверях и бумажку с новым адресом кооператива (и на этом спасибо).
Переезд оказался связан со сменой руководства. На тот момент директором «Финансиста» стал Игорь Хрусталев, который, увидев, в каком состояние находится бизнес – новых вкладов к тому моменту практически не было, а траты на рекламу были космическими – предложил занять помещение, принадлежавшее кооперативу, и существенно урезал расходы. Как выяснилось, в «подполье» организация ушла еще в марте. Именно тогда некоторые члены кооператива заметили, что офис не работает и телефоны не отвечают.
− На Кирова, 24, я обнаружила помещение, в котором царил полнейший хаос. Офис размером с однушку заполнила разгневанная толпа: кто с костылями, кто с чем, документы валялись прямо на полу. Как выяснилось, к тому времени среди людей пошли слухи, мол, денег в кассах совсем не осталось, и все ринулись в надежде спасти свои сбережения.
Говорят, именно из-за этой паники компания и обанкротилась. За достаточно короткий срок некоторым вкладчикам свои деньги удалось вернуть. Светлана Ефимовна уверена: произошло это только потому, что эти люди знали, к кому нужно обратиться за помощью, понимали, куда в такой ситуации нужно идти. Получили свои деньги и квартиры и так называемые «богачи» − небольшая часть кредиторов, которая приумножала не пенсионные накопления, а честным трудом заработанные миллионы. Люди эти - далеко не самые последние в городе, к слову.
Интересно, что вплоть до 2008 года кооператив исправно платил проценты своим вкладчикам, и его работа не вызывала видимых нареканий. Но после скандала в отношении руководства летом 2009 года завели уголовное дело по статье «Мошенничество». Тогда-то и всплыло множество вопросов. Например, представители ГУВД сразу не смогли даже определить точное количество кредиторов и дебиторов компании. Этой информации просто нигде не было.
Позже дело передали временному управляющему - Игорю Вышегородцеву, который упорно искал отчетность и как мог старался успокоить людей. Кстати, в 2014 году он рассказал нашему порталу все подробности дела развалившегося кооператива.
− До этого мы обращались и в администрацию, и в прокуратуру, я лично письмо Жириновскому писала. Но вместо ответов приходили стандартные отписки. А Вышегородцеву мы поверили, - вспоминает Светлана Ефимовна. - Он хотел нас оградить от всей этой неразберихи. Сразу навел порядок, мы с остальными дольщиками получили по 10% от своих вкладов - дивиденды. Но когда он только взялся за эту работу, я думаю, он не предполагал, что столкнется с таким давлением со стороны руководства кооператива.
В 2012 году по решению арбитражного суда Воронежской области НО КПКГ «Финансист» было ликвидировано. Заменить активы пытались дважды. В первый раз решение было отменено после жалобы шести кредиторов в арбитражный суд. Как выяснилось, люди не были достаточно информированы о процедуре, и многие просто не понимали, что происходит и где потом искать собственные деньги. Во второй раз после всех разъяснений все имущество «Финансиста» на общую сумму 238 миллионов рублей (квартирные помещения общей площадью 3,32 тыс. кв.м, 861 кв.м незавершенного строительства, 905 кв.м земли и 4,5 млн. руб. дебиторской задолженности, сообщает "Коммерсант") было передано «Ренессансу». Конкурсный управляющий компании тогда пояснил, что 95% кредиторской задолженности погашено за счет акций вновь образованной ОАО «Ренессанс» и денежных средств.
26 июня 2015 года прошло очередное собрание акционеров. Вместо 960 человек, которые были на первых собраниях, сейчас в зале (по оценкам самих пайщиков) около 200 членов бывшего кооператива. Небольшая часть отвоевала свои деньги, кто-то умер, а наследники просто не захотели связываться с историей, которая, кажется, никогда не закончится.
За все эти годы обманутые дольщики ни разу не видели никого из совета директоров. Общается с людьми только Сергей Панков − член комитета кредиторов кооператива «Финансист», который, судя по всему, особого рвения в решении вопроса не проявляет (среди кредиторов говорят, что сам господин Панков вложил в компанию около 5 миллионов, и чтобы получить в конечном итоге свои деньги, играть приходится на две стороны).
− Ничего нового мы не выяснили. Нас там просто не слушают, - говорит Светлана Ефимовна. - В декабре-январе сказали приходить, писать заявление, чтобы выплачивали дивиденды. Раньше нам об этом даже никто не говорил. Хотя эти пункты прописаны в уставе кооператива (его, между прочим пришлось искать в налоговой и выкупать копию за собственные деньги).
За те годы, что тянется эта история, 200 тысяч, которая пенсионерка вложила в «Финансист» в 2008 году и перевела в акции с переводом активов в «Ренесанс», превратились в 26 миллионов 300 тысяч. Вернуть из них удалось только 10 тысяч рублей. Потраченное здоровье, впрочем, стоит в разы дороже абсолютно невнятных дивидендов, которые удалось получить за 6 лет.
Бывший управляющий кооператива Игорь Вышегородцев пояснил нам, что ситуация, которая сложилась с «Финансистом»-«Ренессансом», произошла в том числе и по вине руководства, которое… плохо выполняет свои обязанности.
− Процедура банкротства «Финансиста» и перевод активов, благодаря которым люди смогли получить акции «Ренессанса», - единственная возможность в перспективе вернуть свои деньги. Насколько мне известно, в Ростове (прим. ред. − кооператив работал сразу в трех городах России) уже 6 управляющих брались за это дело, но кредиторы так и не получили ни копейки. Если бы в Воронеже совет директоров подошел к делу со всей ответственностью, то можно было бы продавать имущество, постепенно выплачивать людям дивиденды. Это возможно. «Ренессанс» − это не пирамида, это компания-держатель имущества. Но из-за того, что в свое время кредиторы не проявили должной активности, произошел захват власти. В совете директоров оказались небезызвестные в городе люди. Им стоило бы выплатить кредиторам деньги, прежде чем продолжать политическую карьеру.
Пару лет назад родственники помогли пенсионерке приобрести скромную однушку на Левом берегу. Обстановка − в духе вынужденного аскетизма: пол, потолок, стены и минимум старенькой мебели. Холодильник не работает, а новый купить не на что. Вся пенсия уходит на лекарства. Впрочем, это вряд ли волнует тех, кто выстраивает свой бизнес на наивности пенсионеров. Им-то такая жизнь и в страшном сне не приснится.