До реконструкции
УФАС по Воронежской области посчитал, что условия конкурса были составлены мэрией с нарушением закона. «Таким образом, данное требование направлено не на выбор квалифицированного подрядчика и экономию бюджетных средств, а скорее на заранее предсказуемое сокращение числа участников аукциона», — разъясняли в антимонопольной службе.
Недоумение и вопросы вызвала и новость о том, что в качестве организации, которая должна была выполнить технический надзор за реконструкцией, было выбрано мало известное московское ООО «ТОП-Инвест», попросившее за свои услуги всего 30 копеек. Ни необходимой техники, ни квалифицированного персонала для осуществления этой деятельности у компании не было.
В общем, претензий было много…
А пока шли судебные разбирательства между УФАС и городской администрацией, работы по реконструкции набережной продолжались, деньги подрядчику выплачивались исправно. Вернуть в казну их уже не получится: это уже факт воронежской истории.
Ответ пришёл не сразу. В пресс-службе честно признались, что получили «невнятные ответы» и попросили «ещё пару дней». Через некоторое время мы получили ответ, достойный увековечивания.
Приведём его полностью:
— Разногласия, возникшие между УФАС и администрацией городского округа, затрагивали вопросы включения отдельных пунктов конкурсной документации организационно-технического свойства, а не вопросы финансово-экономического, правового, бюджетного характера.Условия конкурса и проектная документация, разработанные администрацией городского округа, имели основной целью выбор ответственного и компетентного подрядчика, способного выполнить в установленные сроки комплекс разнообразных видов работ с минимизированными факторами риска.Указанное в запросе редакции судебное разбирательство по существу сводилось к дискуссионному исследованию вопроса об особенностях формирования требований к подрядной организации в отношении допуска к отдельным работам специального свойства.
При этом обеспечительные меры, направленные на приостановление выполнения контракта, судебными инстанциями не применялись. В итоге, к моменту завершения слушаний дела, подрядчик в значительной мере исполнил свои обязательства по контракту, в результате чего у заказчика возникла встречная обязанность по оплате работ.Нормы федерального законодательства, а равно правовая позиция высших судебных инстанций, имеющаяся в материалах судебной практики, указывают, что фактическое выполнение работ по контракту является основанием для возникновения сугубо гражданских правоотношений по оплате, уже не связанных с особенностями процедур закупок для государственных и муниципальных нужд.Таким образом, исполнить предписание УФАС по факту не представлялось возможным.
Станислав Рывкин, адвокат:
— Возможны ли (и кто должен их вводить) меры по временной заморозке работ на время судебных слушаний?
— Подобные меры закон называет обеспечительными. Эти меры может принять суд по заявлению участвующего в деле лица. Подавая заявление о признании решения и предписания УФАС недействительными, управление дорожного хозяйства и благоустройства (именно оно изначально выступило заявителем) одновременно ходатайствовало о приостановлении действия этого решения и предписания.И здесь, на мой взгляд, примечательно следующее. Во-первых, арбитражные суды чаще всего отказывает в удовлетворении таких заявлений. В данном же случае суд заявление удовлетворил.Во-вторых, закон дает право суду принять обеспечительные меры в случае, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения, которое суд в итоге разбирательства вынесет. Здесь же, как я понимаю, всё с точностью до наоборот. Именно приостановление судом решения и предписания УФАС, которые в дальнейшем суд признал законными, позволило администрации их не выполнить.Что касается «разногласий по отдельным пунктам конкурсной документации организационно-технического свойства (…) не правового (…) характера» и «дискуссионного исследования вопроса» в суде, то, как говаривал в некоторых случаях небезызвестный Пётр Ручечник: «Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать».Лично моё, быть может безнадежно устаревшее представление о судопроизводстве таково: заявление (как, собственно, и отзыв на него) должно, в частности, содержать требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты. В противном случае, суд его не примет. Кстати говоря, в законе это прямо так и записано.Во всяком случае, за всю мою практику мне не приходилось видеть в судах заявления с требованием: «Прошу суд пригласить ответчика для поговорить».
— Нет. В суде заявлялось требование управлением и администрацией о признании недействительными решения и предписания УФАС. Суд не вправе выходить за рамки заявленных требований. Да это, собственно, и не нужно было. Получив «отказное» решение, администрация обязана была выполнить решение и предписание антимонопольного органа.Кстати говоря, если сопоставить сроки рассмотрения дела и даты вынесения судебных актов с реальными сроками выполнения работ, может выясниться, что администрация лукавит. Можно говорить и о том, что относись администрация поуважительней к закону, уполномоченным государственным органам и интересам граждан и других организаций, она бы выполнила предписание или, по крайней мере, дождалась бы судебного решения. Но это тема более детального разбирательства.
Ещё один интересный факт — суд первой инстанции принял сторону УФАС. Апелляционный суд (располагается в Воронеже) отменил это решение и удовлетворил заявление, признав решение и предписание УФАС незаконными. Это также позволило администрации и подрядчику выиграть время. Арбитражный суд Центрального округа (тогда располагался в Брянске) отменил постановление суда апелляционной инстанции и оставил решение суда первой инстанции в силе.