Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Лучший бомбардир воронежского «Факела» из-за тяжелой травмы завершил сезон

Воронежцам показали проект поликлиники в Железнодорожном районе

В Воронеже концепцию парка «Танаис» архитектурная комиссия отправила на доработку

Ушедший из «Факела» Ташуев решил дела за сутки и готов работать

Игорь Черевченко возглавил воронежский «Факел» после ухода Ташуева

В Воронеже на улице Крынина восстановили работу уличного освещения и светофоров

Сегодня будет много общения, встреч и дел, готовьтесь.

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже в первые майские выходные

Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Строительство 16888

Старинные особняки Воронежской области становятся для властей обузой

На сайте упраздненной в прошлом году Росохранкультуры (ее полномочия передали Минкультуры) сказано, что старинные особняки и усадьбы «являются основным живым свидетельством развития цивилизации и подлинным отражением древних традиций». Их сохранение способствует «взаимному пониманию, уважению и сближению народов, ведет к духовному объединению нации», даже пробуждает гордость за Родину. К сожалению, противоположные чувства появляются после знакомства с историей усадьбы Лосевых в поселке Раздолье Семилукского района. С середины января по решению местных властей особняк XVIII века уже не числится в документах как объект недвижимости. 

 
По официальным данным, сегодня в России примерно 150 тысяч объектов культурного наследия только федерального и регионального значения. Не сказать, чтобы очень уж много для такой большой страны, как наша. Особенно если учесть, как много памятников сконцентрировано в двух столицах. Казалось бы, провинция, особенно после многолетних разговоров о развитии ее туристического потенциала, должна преподносить в лучших красках не то что каждый выявленный объект, но и любое место, связанное с каким-либо историческим событием. 
 
 
В списках не значится 
 
 
Помещики Лосевы в XVIII веке основали усадьбы в селах Губарево, Терновое, Богоявленское Землянского уезда (ныне - Семилукский район) - с двухэтажными господскими домами, с балконами, выходившими к рекам или прудам, с парадными дворами, с террасными парками и фруктовыми садами. Вот и в поселке Раздолье возвели шикарный особняк. Правда, сейчас былую мощь здания можно усмотреть разве что издали, особо впечатлительному путнику может и пригрезиться, что вот-вот послышится лай собак с псарни, а встречать гостя выбежит целый двор прислуги. Но вблизи все исторические образы улетучиваются. С крыши свисают ржавые листы железа, окошко над балконом на центральном фасаде выбито, у колонн облупилась штукатурка, обнажив красные кирпичи, фундамент почернел из-за сырости, несколько окон на первом этаже забиты - словом, всюду следы запустения и обветшалости. Сегодня в таком здании не остался бы жить и последний холоп - просто опасно для здоровья. 
 
Здание усадьбы Лосевых.
 
 
По словам краеведа и постоянного автора «Телеграфа» Павла Попова, усадьба Лосевых, построенная с элементами барокко и классицизма в середине XVIII века, является одной из самых старых в губернии. До 2009 года в ее здании размещалась сельская школа, позже - Дом культуры, выселенный также из-за ветхости постройки. Деревянный декор, которым славится усадьба, сильно обветшал после протечек расположенных на чердаке труб, а на втором этаже от сырости примерно год назад обрушился потолок. Денег на ремонт усадьбы у администрации Семилукского района нет, и она объявила дом аварийным. До сих пор здесь, судя по вывеске, функционирует почтамт на первом этаже - в более или менее прочном каменном цоколе. В целом же, как утверждают поселковые власти, эксперты выдали заключение, по которому усадьба имеет 80% износа и восстановлению не подлежит. 
 
Однако обрушиться с критикой по такому поводу на департамент культуры области не удастся. В 1983 году, а затем и в лихие 90-е по какой-то трагической забывчивости экспертов усадьба не была включена в перечень охраняемых государством объектов истории. Так что отношение к ней со стороны небогатых собственников было ровно таким, как к любой другой малопривлекательной недвижимости не первой свежести. Символично, что за постперестроечные годы вместе с усадьбой практически на нет свели и некогда окружавший ее огромный парк. Последний участок, перед каменной верандой, на котором когда-то располагался зимний сад, недавно продали под частную застройку. Теперь она огорожена высоким малохудожественным забором. 
 
 
В стороне от инициативы 
 
 
Воронежские краеведы и архитекторы уже не раз обращались к губернатору Алексею Гордееву с просьбой помочь сохранить нуждающуюся в реставрации усадьбу. Но можно ли еще спасти объект и что для того могут сделать сами общественные деятели? Специалисты Госинспекции охраны историко-культурного наследия области не раз поясняли: чтобы здание было признано памятником истории и архитектуры, необходимо выступить с инициативой, собрать пакет документов (перечень можно найти в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия»). Однако ни краеведы, ни районные власти, ни кто-либо из местных жителей до сих пор не обратились в инспекцию. Сама же она с подобной инициативой выйти вроде бы не может - ее экспертам затем придется готовить необходимые заключения о ценности обследуемого объекта, а надо быть независимым от заказчика. 
 
Подобное объяснение, признаться, звучит недостаточно убедительно. Однако руководитель инспекции Татьяна Старцева в прессе не единожды заявляла, что считает усадьбу Лосевых интересным памятником истории, но признать ее таковым официально - вновь выявленным - не имеет возможности. Причем помеха тому - не какие-то страшные финансовые затраты. Стоимость работы экспертов инспекции над одним объектом оценивается примерно в 10 тыс. рублей, так что назвать дорогой процедуру перевода здания под охрану государства язык не поворачивается. Но Старцевой непременно нужна инициатива со стороны. Краеведы таким объяснением были поставлены в тупик, хотя, честно говоря, не совсем понятно, что в целом может изменить статус? 
 
В Воронеже, как известно, спокойно приходят в негодность и пропадают даже те объекты, которые официально охраняются государством. Де-юре в нашей области 2695 объектов культурного наследия. Но многие из них существуют только на бумаге, а на деле либо полностью разрушены (помимо особняка Лосевых на территории области еще с десяток уникальных усадеб пришли в ветхое состояние и требуют реставрации), либо потеряли историко-культурную значимость. И исключить их из реестра опекаемых государством объектов, оказывается, тоже проблема. Необходимо соответствующее решение правительства России по представлению областных властей. Для чего, судя по объяснениям специалистов инспекции, также нужны экспертизы. 
 
Объект кульрурного наследия в Воронежской области.
 
 
Пока местные краеведы и дипломированные специалисты в области охраны памятников обсуждали особенности отечественного законодательства, семилукские власти попросту списали усадьбу в поселке Раздолье как объект недвижимого имущества. Правда, сразу перейти к сносу ветхого строения чиновники не решились, а направили контрольный запрос в областной департамент культуры. Его руководитель Иван Образцов подтвердил, что здание на улице Школьной, 10, не является объектом культурного наследия и не включено в соответствующий реестр. Однако Образцов заметил, что объект все равно ценен с исторической и архитектурной точек зрения. Так как еще в 1970-х усадьба дворян Лосевых была обследована столичными искусствоведами, в 1986 году включена в официальное справочное издание «Памятники истории и культуры Воронежской области», в 1997-м - в научное издание Минкультуры «Материалы свода памятников истории и культуры РФ», а в 2000-е дополнительно изучена исследователями. 
 
«Фактически данное здание можно считать выявленным объектом культурного наследия», - резюмировал руководитель департамента. По его же словам, в ходе обследования главного дома усадьбы в августе 2010 года установлено, что несущие конструкции здания не имеют серьезных повреждений. Угрозу целостности представляет разрушенная часть крыши. Но «в случае проведения ремонтных работ данный объект может являться привлекательным туристическим объектом усадебной архитектуры XVIII века». На основании изложенного Образцов попросил главу района Владимира Кобяшева рассмотреть вопрос о сохранении главного дома усадьбы Лосевых. В администрации района корреспондента «Телеграфа» заверили, что никаких резких действий по отношению к усадьбе предпринимать не собираются и даже пообещали подготовить пакет документов, от которых чиновники будут отталкиваться, решая судьбу бывшего дворянского гнезда. 
 
Добавим, что на декабрьском форуме «Зодчество Черноземья» архитектор Марина Золотых была отмечена за проект реставрации бывшей усадьбы Лосевых с приспособлением ее под музей «История одного дома». Стало быть, если власти - вместе с инициативными гражданами (или без них) - все-таки решатся сохранить старинный особняк, как минимум на проектной документации они могут сэкономить. В любом случае откладывать решение вопроса надолго нельзя. По оценке Павла Попова: если не приступить к реставрации, через пять лет от усадьбы останутся руины. Вне зависимости от ее статуса.
 
Разрушаюшееся здание усадьбы в Воронежской области.
 
 
 
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".