Место встречи - главный вход в ТЦ «Галерея Чижова», время рандеву - 13:00. Журналисты, как самые заинтересованные по долгу службы лица, пришли минут на 15 пораньше. Расчехлили камеры и мирно стояли в сторонке. Увидев «сопла» закрытых объективов, к нам по очереди стали подходить сотрудники большого «муравейника».
Сначала это были азиаты-дворники, затем усатый охранник, в прошлом служивший полковником в регулярной армии, а после и в администрация торгового центра. Замечу, что только азиат интересовался полезными опциями камер, в то время как «держиморды» пытались запретить съемку, которую никто из нас не вел, и отогнать нас подальше от дворца маркетинга и развлечений. Но не добившись желаемого результата они, не солоно хлебавши, вернулись на свои рабочие места.
Пробило «тринадцать ноль-ноль», и перед ступеньками, в которые упирается «зебра» проезжей части, появились краеведы общественного движения «Архдозор». Мы подошли к ним, поздоровались и дождавшись всех участников акции защиты останков дома купца Балашова, направились на угол улиц Кольцовская и Куколкина. Отсюда краевед Ольга Рудева начала экскурсию:
- Во время Великой Отечественной Воронеж был разрушен на 92 процента, затем тщательно восстановлен, и не взирая на это, продолжает раз-ру-шать-ся. Итак, улица Кольцовская - сейчас это центр города, прежнее название «Улица лесных дворов», то есть захолустье, здесь была промышленная зона. Улица Куколкина, по которой мы сейчас пойдем, раньше называлась «Малая Московская». Она начиналась от главной торговой площади города - площади «Хлебная». «Большой Московской» в прошлом называлась улица Плехановская, а улица «Средне-Московская» сохранила свое название.
Из доклада городского головы 1879 года:
«Малая Московская - постоялые дворы, окаймляющие главную базарную площадь, а также, расположенные особенно густо по второй Московской, где живут артелями извозчики, плотники, составляют настоящие фокусы».
Краевед рассказала, что в современном секторе улиц Плехановская, Куколкина и Никитинская все еще стоят два исторических здания, сохранившихся с тех времен - Краеведческий музей и Дом купца Балашова. От последнего, к сожалению, остались только стена и подвал. Сегодня даже этого увидеть невозможно, так как предусмотрительный застройщик третьей очереди «Галереи Чижова», иностранная фирма «Altius Engineering Construction» перед сносом основной части дома с глаз долой зашил его в фанерную коробку.
Заметим, что в этой части улицы Куколкина машины плотно запаркованы не только на тротуарах, но и на проезжей части, что существенно затрудняет движение - водителям некогда смотреть по сторонам и любоваться городскими красотами. Пешеходам тоже некогда рассматривать достопримечательности, так как жизненно необходимо смотреть на ту же дорогу, чтобы не сбили. В общем, коробка стоит, и ее никто не видит, потому что по сторонам смотреть некогда.
Тем не менее, Рудева ведет экскурсию для любознательных:
- Ведь культурное наследие - ресурс невосстановимый. Если снести Биг Бэн или Колизей и построить вновь то же самое из новых кирпичей, это будет уже не Биг Бэн и не Колизей. Дом Балашова - это один из немногих в Воронеже домов первой половины XIX века, они буквально все наперечет. Нам показали проект реставрации - он прекрасен, но это был проект реставрации, но не реконструкции. И вдруг мы видим, что его разрушают, то есть "реконструируют". Застройщик объясняет, что это произошло случайно: «грузовик с песком случайно въехал в дом». На охране находятся стены здания и подвал. За подвал теперь особенно страшно, так как сейчас ведутся земляные работы...
Завершив свою повесть, краевед повела «туристов» к руинам Дома Вагнера, рассказывая по пути историю каждого старого дома. По ходу экскурсии собирались подписи под гневным обращением к руководителю Департамента культуры Елене Ищенко, с требованием защиты зданий, которые по мнению «Архдозора», заслуживают «особого внимания», то есть дома состоящие в реестре охраны культурного наследия.
Дойдя к Дому Вагнера, мы не увидели на его территории каких-либо изменений. Не было только мужиков из соседнего дома, в мае растаскивавших памятник по кирпичам. Его руины застыли в немом ожидании перспектив сохранения хотя бы фасада.
От погибшего архитектурного монумента мы направились смотреть разрушенные и полуразрушенные дворы близ стройплощадки будущего жилого комплекса «Сердце Города» от ЗАО «АгроФинТех» в исполнении ООО «Экспресс».
И вот здесь - в самом центре Воронежа мы наткнулись на заброшенную, но жилую деревню. За фасадом еще одного позабытого памятника архитектуры - Дом книготорговца Кашкина, у которого в свое время гостил поэт Алексей Кольцов, (ул. Ф. Энгельса, 53) мы увидели три автомобиля, неизвестно из чего построенные перекошенные хибары, собачьи будки, уличный туалет, поленницы дров и ржавую колонку, из которой местные жители набирают воду. Это самый центр города, а тут такое...
Навстречу нам хромая вышла узник концлагерей и ветеран труда в одном лице - 82-летняя старушка Полина Тимофеевна Мыльникова. В ее хибаре нет даже отопления. Жить здесь она не хочет, но альтернативы у нее нет:
- Мне бы хоть какое-нибудь теплое жилище, где есть ванна с горячей водой, - жалуется бабуля, - мы много куда обращались, но это бесполезно...
«В 2010 году жильцы дома №53 были обнадежены руководством управы Ленинского района г.Воронежа перспективой расселения их дома за счет средств инвестора-застройщика в случае появления такового, а 19.06.2011 года (о чудо!) разрешение на строительство на земельном участке, примыкающем к многострадальному дому №53 со стороны ул. 9 Января, 32, было выдано ЗАО АК «Аксиома». Однако после этого условия проживания в доме, являющемся историко-культурным наследием города, только ухудшились»
По словам бабушки Полины, на территории участка этого архитектурного памятника 17 квартир, но люди живут только в девяти из них. Кроме того, мы случайно наткнулись на пролом в подвале дома Кашкина. Толкаемые жаждой приключений и археологических открытий полезли в него.
Нам открылись затянутые плотной бахромой паутины полукруглые своды из старого кирпича.
Пару раз оступившись на гнилых досках и едва не скрывшись под обвалившимися кирпичами одного из углов, мы увидели затянутые паутиной печку, книги, лопаты, горы трухлявого мусора и…
тележку из супермаркета, но без каких-либо признаков ржавчины.
Налазившись вдоволь по подвалу дома книготорговца, довольные и грязные мы выпозли на улицу.