- Акт историко-культурной экспертизы научно-проектной документацией по реставрации памятника истории культуры не является разрешением. В нем содержатся только экспертная оценка и рекомендации, но не решение, обязательное к исполнению, - оценил силу документа замначальника АУК «Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия Воронежской области», Андрей Домбровский.
- В большинстве случаев схема уничтожения памятников архитектуры Воронежа одна и та же, - предположила краевед Ольга Рудева. - Сначала в доме, который хотят уничтожить, отключаются все коммуникации: электричество, отопление и прочее. Исключением, пожалуй, является дом Гарденина - переулок Фабричный, 10 - по руинам его стен к соседним домам до сих пор проходит газопровод. Затем у домов-памятников обязательно по «неизвестным причинам» горит крыша, останки которой разбирают «заботливые» реставраторы. Ими, как правило, выступает строительная компания, взявшая с позволения Департамента культуры шефство над объектом. При этом новая крыша у здания так и не появляется. И в таком состоянии старый дом остается на зиму. Еще пару раз здание, горит. В результате чего строение после пожаров без отопления и крыши самостоятельно обрушатся, и компании-«покровителю» остается только пригнать самосвал, чтобы вывезти строительный мусор, да виновато развезти руками: «не доглядели...»
Судя по документу, показанному прорабом, комплекс зданий культурного наследия вполне может ожидать участь Дома Вагнера. Тем более, что в «Акте» черным по белому сказано и красно-желтым выделено:
«Уменьшение объема и площади здания в процессе приспособления для современного использования предполагается за счет демонтажа поздней пристройки к главному дому.К конструктивным решениям по главному дому относится замена крыши, замена чердачного и межэтажного перекрытий, замена оконных и дверных заполнений, полов, периметральное устройство гидроизоляции и отмостки, переустройство инженерных систем водоснабжения, водоотведения, отопления; канализации, а также устройство входа со стороны дворового фасада в дворовой пристройке».
Примечательно, что реконструкция в данный момент осуществляется по проекту 2010 года. Разрешение на работы по нему 26 августа 2013 года подписала глава Департамента культуры Елена Ищенко. Той же датой за ее же подписью вышло разрешение на разработку нового проекта реставрации для ООО «Степс».
- Старый проект предусматривает реставрацию фасадов и замену крыш - на эти работы и давалось разрешение в августе. Но это был не полный проект, - сообщил представитель Департамента Евгений Шевченко. - Сейчас уже готов новый полноценный проект, и на крышу, и на фасады. Оба проекта друг друга не отменяют, а дополняют. И на основании нового сейчас ведутся работы. На днях проект будет вывешен на сайте Департамента культуры.
- Новый проект по реставрации был разработан, одобрен и принят в кратчайшие сроки. Что-то здесь не так... - пожимает плечами активист Алексей Новак.
После опроса демонтажников полицейский покинул территорию усадьбы, а экскаватор завершил начатое.