Санкции, введенные ЕС и Западом в отношении России, довольно серьезно ударят по строительной отрасли. По крайней мере, так считают представители воронежских профильных компаний. Дело в том, что даже несмотря на то, что большая часть строительных материалов производится на отечественных предприятиях, зависимость российских компаний от иностранных партнеров в плане отдельных комплектующих и оборудования – достаточно высока. Новая экономическая и политическая реальность потребует от бизнеса внесения корректив в рабочие процессы уже сейчас.
– Санкции, безусловно, сильно повлияют на строительную отрасль. На российском рынке много европейских поставщиков как отдельных материалов, так и конечной продукции, – объясняет Илья Анохин, директор и соучредитель специализированного застройщика «АИВ». – Довольно простой пример: сэндвич-панели. Минеральную вату делают у нас, клей – производят за рубежом. Инфляция на клей выросла на 250-300%. И таких примеров масса. Химическая промышленность, обработка – здесь инфляция исчисляется сотнями процентов. Нарушились логистические цепочки.
Импортозамещение не сможет закрыть потребности рынка на 100%. Чтобы прийти к этому, потребуются годы. Можно говорить о замене каких-то определенных продуктов, определенных материалов. Но проблема все равно останется. Удастся ли с ней справиться за счет выхода на новых поставщиков? Тоже не на 100%. У нашей компании 10 лет назад был опыт работы с Китаем. Я бы сказал, что на каждом рынке есть свои особенности. Нужно понимать, что в России, например, непростые климатические условия. И далеко не любой материал, с которым работают в Китае, подойдет для использования в нашей стране. Впрочем, дистрибьюторы, которые на российский рынок уже пришли, останутся. В ближайшее время их присутствие здесь расширится.
Следствием санкций станет, в глобальном смысле, упрощение строительных объектов. Материалы, используемые при создании объектов бизнес- и комфорт-класса, будут заменять на более простые и более доступные. Для проектов, которые сейчас находятся в стадии реализации, будут искать аналоги, новые станут проектировать уже исходя из текущей ситуации. У нас ведь сейчас две основные проблемы: рост цен и физическое наличие материалов.
В конечном счете за удорожание заплатит потребитель. Перед застройщиком встанет вопрос: как создать такую концепцию, за которую потребитель будет готов заплатить ту стоимость, которую ему предлагают. Учитывая, что люди не богатеют, а ставки по ипотеке только растут, потребуется серьезная оптимизация всех процессов.
С выводом коллеги согласны и представители агентства недвижимости «Новостройки Voronezh»:
– Покупатели опасаются, что некоторые проекты в нынешних условиях могут оказаться недостроенными. Однако тут риск минимален, поскольку большинство застройщиков работают по проектному финансированию и с использованием эскроу-счетов. Сроки ввода домов в эксплуатацию действительно могут сдвинуться из-за нарушения логистических цепочек и поставок оборудования. Но подобные риски существовали и до этого. Также возможны изменения в проектах на ранних стадиях из-за необходимости импортозамещения. Однако такие изменения не вносятся в одностороннем порядке и требуют дополнительной экспертизы, поэтому не должны сказаться на качестве объекта. В данной ситуации имеющие запасы материалов крупные застройщики и предприятия полного производственного цикла находятся в более выигрышной ситуации. Что можно посоветовать покупателю: обратить внимание на надежность застройщика, выбирать дома на заключительных этапах строительства и быть готовыми к более низкому качеству отделочных материалов.
Количество проектов у большинства застройщиков сократится уже в ближайшее время, предполагают эксперты.
– Большие застройщики не будут экономить, – считает Дмитрий, руководитель одной из строительных компаний Воронежа. – Они, во-первых, не будут открывать новые стройки, потому что никто не будет брать эскроу-счета под 20%, а во-вторых, начнут сокращаться штаты, это уже видно.
Единственный ресурс, которого не производят, – это земля. Все стройки уже ушли далеко от центра – в «Озерки», в «Черемушки». То есть хороших строек будет мало. Соответственно, тех темпов ввода жилья, конечно, тоже не будет. Плюс в нынешних экономических реалиях застройщики будут многое переносить. Вопрос в том, что будут делать те, кто уже заключил контракты на несколько лет, продал, по эскроу-счетам у них готовность составляет 30%, а материалы надо закупать уже по другим ценам. Вот это страшно.
Для частного сектора ситуация не самая плохая. Для примера: стоимость квадратного метра хорошей жилплощади в Воронеже доходит уже до 100 тысяч рублей. В частном доме продажная стоимость вместе с землей составляет порядка 70 тысяч рублей.
Строительный рынок работает непросто. Допустим, фанера ОСП в прошлом году в марте стоила 500 рублей, к лету цена поднялась до 2,5 тысячи, а к концу октября – ноябрю стоимость снова упала до 650 рублей. Человеку, далекому от всего этого, строить частный дом самостоятельно я бы не рекомендовал, обманут. Сейчас ко всему прочему идет очень большая спекулятивная наценка.
Строительная отрасль, безусловно, столкнется с проблемами. Но если сейчас люди начнут думать головой и воспользуются тем запасом, который есть, мы это преодолеем. Заработает экономика, заработает бизнес. Да, на это нужно время. Но лучше начать делать это сейчас, чем вообще не делать.
Фото – Pixabay.