Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Точка зрения 8771

Иван Макаров: «Прошли времена, когда реклама делалась, чтобы потешить тщеславие»

some alt text
Во вторник, 1 августа в воронежской Доме журналистов прошла встреча с одним из лучших PR-специалистов Санкт-Петербурга Иваном Макаровым.
 
 
Спикер имеет внушительный опыт работы журналистом в таких  изданиях как «Деловой Петербург» и «Коммерсант», а также опыт в сфере связей с общественностью, что позволяет ему объективно и со всеми тонкостями судить о напряженной ситуации, в которой сосуществуют журналисты и пиар-специалисты.
 
Где заканчивается одна сфера и начинается другая, нужно ли учиться на журналиста и чего сейчас хочет заказчик от бизнес-рекламы – об этом и многом другом Макаров рассказал в ходе встречи.
 
 
Послушать Макарова пришла довольно неоднородная аудитория: среди участников мастер-класса и студенты, и молодые специалисты, и редакторы с многолетним стажем работы.
 
– То, что наш гость успел поработать не только в журналистике, но и в сфере PR – очень интересно и важно, потому что такой взгляд на ситуацию, на нашу работу – это всегда здорового и интересно, – отметил в начале Президент Гильдии Андрей Долженков. – Сегодня у нас встреча посвящена проблемам, связанным с журналистикой, а завтра будет встреча с пиарщиками (прим. – она пройдет в ДомЖуре в 16.00).
 
 
Общение с аудиторией гость решил строить на теоретической базе, которой посвятил первые полчаса встречи. Макаров напомнил собравшимся, когда и почему появилась журналистика, и как она развивалась вплоть до наших дней.
 
О стандартах журналистики
 
Особое внимание спикер уделил разнице школ: российской и западной. Одна – более субъективная, эмоциональная, допускающая выражение собственного мнения и вольности, абсолютно недопустимые в другой.
 
 
Вторая – точная и выверенная, где важен не просто факт получения информации, а её объективная подача и достоверность, журналист не может иметь собственного мнения (для этого, например, существует жанр колонки, но никак не деловая журналистика).
 
Макаров отметил, что за долгие десятилетия в российской журналистике сложилась своя аудитория, которую было не так просто отучить от «плохих привычек»:  
 
– Тогда люди думали, что медиа это инструмент, который можно использовать только для того, чтобы потешить свое тщеславие или организовать пропаганду. Реклама публиковалась не для того, чтобы увеличить продажи, а для пропаганды. С точки зрения бизнеса такие публикации ничего не давали, но это и не было нужно. И вот такой технический подход к рекламе превалировал на рынке 20 лет. До сих пор очень часто можно увидеть людей, которые воспринимают рекламу только в качестве пропаганды себя любимых. 
Все начиналось с того, что в редакцию приходил бизнесмен, давал наличные и говорил: «Давай, напиши, какой я хороший». Потом начали платить по безналу, потому что компаниям надо было как-то проводить эти деньги через бухгалтерию. Дальше, в начале нулевых, началась история, когда компании стали платить  не за рекламу, а за совершенно другие услуги. Какое-нибудь участие в круглом столе, а за это, по итогам круглого стола, журналист должен был сделать хороший материал.
 
 
Но со временем восприятие рекламы в журналистике стало меняться, также как и поменялись стандарты работы с текстами:
 
– Когда я пришел работать в «Коммерсант», у меня во втором же тексте была цитата. Мне редактор говорит: «Слушай, она у тебя какая-то кривая, давай её перепишем». У меня был ступор: как это, перепишем цитату? «Он же за это тебе спасибо скажет, ты же за его пресс-службу сейчас работаешь». На самом деле из-за таких вот замен, из-за того, что на месте какого-то слова ты ставишь его синоним (в бизнесе синоним может быть не синонимом, а вообще другим словом), и возникали ошибки.
 
В последние годы согласование материалов – уже не обязательный этап, отметил лектор. Есть запись на диктофон, видео – в этом плане журналист себя обезопасил. Если фраза «кривая», лучше всего заставить героя произнести её так, как это необходимо на диктофон, чем менять что-то самостоятельно.
 
О деловых изданиях и нативной рекламе 
 
– Власть – это не монолит. Внутри властных структур есть очень большие противоречия и потому медиа в последнее время очень часто стали использоваться как инструмент для этой межфракционной борьбы, – заметил спикер. – Придание огласке тех или иных фактов приводит не к тому, что люди выходят на улицы, а к тому, что кто-то где-то свое место теряет. И тот инструмент, который все рассматривают как инструмент влияния на огромную аудиторию на самом деле влияет на одного-двух человек.
 
 
Макаров отметил, что сегмент деловых СМИ слишком мал для того, чтобы оказать существенное влияние на массовую аудиторию, но в умелых руках это отличный инструмент для того, чтобы повлиять на какую-то конкретную историю в бизнес-кругах, на определенного человека. Яркий пример тому – США, где из-за публикаций в медиа в администрациях меняются люди, многие уходят в отставку по собственному желанию. Причем, отмечает спикер, порой сначала появляются публикации о том, что конкретный человек покидает пост, а уже потом официально сообщается об увольнении. И здесь вопрос: а помог ли журналистский материал принять решение. 

– Только сейчас, за последние 25 лет в России появилась достаточно внушительная аудитория, которая привыкла к новым стандартам. И если в начале 90-х бизнесмены воспринимали медиа как средство пропаганды, то сейчас СМИ наконец-то стали воспринимать как источник информации. И им важно и нужно, чтобы информация, публикуемая в медиа,  была объективной и точной.
 
 
При этом, если когда-то журналиста «кормили ноги» и работу получал тот, кто в прямом смысле быстрее бегает, то сегодня эту функцию выполняют новые технологии. Интернет сузил нашу страну до размеров города, считает спикер. То, что произошло в Москве или Питере уже через считанные секунды становится известно на другом конце страны (да и мира тоже). Поэтому работодатель выберет того, кто умеет работать головой, кто может проанализировать и предоставить читателю достоверную, хорошо поданную и понятную информацию.
 
– Очень многие заказчики осознают, что им нужен взвешенный и объективный контент. 
 
Справка:
Макаров Иван Иванович – выпускник факультета журналистики Санкт-Петербургского Государственного Университета.
 С 1999 по 2003 год работал корреспондентом, обозревателем и редактором финансовых приложений газеты «Деловой Петербург». В декабре 2003 года стал финансовым обозревателем газеты «КоммерсантЪ» в Санкт-Петербурге и редактором петербургских тематических приложений Ъ «Банк» и «Страхование».
 С апреля 2007 по апрель 2009 года — главный редактор журнала Cbonds Review, посвященного облигационному рынку и макроэкономике. С июня 2009 года по февраль 2010 года исполнял обязанности шеф-редактора петербургского издательского дома «Курьер-медиа». С апреля 2010 года — пресс-секретарь ВТБ24 по СЗФО. Пять лет подряд занимает первое место в рейтинге банковских PR-специалистов Санкт-Петербурга, составляемого на основе экспертного опроса журналистов города.
 Является внештатным преподавателем СПбГУ по дисциплинам «Экономика и менеджмент СМИ», «Организация работы отдела по связям с общественностью и рекламе», «Банковский PR».