Воронежцы стали получать сообщения о массовом взломе мессенджера MAX

Воронежский «Факел» установил новый антирекорд по посещаемости домашнего матча

 

В 2026 году могут отремонтировать дорогу с глубокими ямами в селе под Воронежем

Следком прокомментировал атаку БПЛА, в которой пострадала женщина в Воронежской области

Дожди и похолодание пообещали воронежцам синоптики в предпоследнюю неделю октября

Гороскоп на 20 октября: настойчивость принесет результаты

В Воронежской области спустя 8 часов отменили опасность атаки БПЛА: есть разрушения и пострадавшие

«Факел» лишили победного пенальти

С дождей и похолодания начнется новая рабочая неделя в Воронежской области

Четыре вуза из Черноземья упали в российском рейтинге «Три миссии университета»

Воронежцы отдохнут 118 дней в 2026 году

Тело 45-летнего мужчины нашли на месте пожара в Таловой Воронежской области

122,5 млн потратят на демонтаж стадиона профсоюзов в центре Воронежа

Фура насмерть сбила 33-летнюю женщину в Воронеже

5 дронов ВСУ сбили над Воронежем в ночь на 19 октября

Более 6 млн по зарплате задолжал сотрудникам руководитель воронежского предприятия

В Воронеже уличные камеры наблюдения начнут распознавать лица

В Воронежской области зафиксирован очередной рост цен на автомобильное топливо

Досрочно прекратила депутатские полномочия Владимира Нетесова Воронежская облдума

Сегодня многие почувствуют себя чрезмерно ранимыми. Увы, но конфликтов избежать будет трудно

Большинство воронежцев высказались за сокращение муниципального маршрута до «Нефтебазы»

Четыре дрона атаковали Воронежскую область: без света остались несколько сел

В Воронежской области подорожали апельсины и помидоры

Воронежцев предупредили о возможных задержках пассажирских поездов

Бывший врач из Воронежа принял участие в переговорах с Путиным
 

Отец забыл сына на трассе в Воронежской области

Причину появления зловонного фонтана на улице Шишкова назвали воронежские коммунальщики

Сегодня будет очень большое желание изменить свою жизнь, однако астрологи рекомендуют воздержаться от кардинальных нововведений

Женщина и ребенок пострадали в ДТП с КамАЗом под Воронежем

Воронежский аэропорт заявил о готовности начать работу

Точка зрения

Иван Макаров: «Прошли времена, когда реклама делалась, чтобы потешить тщеславие»

some alt text
Во вторник, 1 августа в воронежской Доме журналистов прошла встреча с одним из лучших PR-специалистов Санкт-Петербурга Иваном Макаровым.
 
 
Спикер имеет внушительный опыт работы журналистом в таких  изданиях как «Деловой Петербург» и «Коммерсант», а также опыт в сфере связей с общественностью, что позволяет ему объективно и со всеми тонкостями судить о напряженной ситуации, в которой сосуществуют журналисты и пиар-специалисты.
 
Где заканчивается одна сфера и начинается другая, нужно ли учиться на журналиста и чего сейчас хочет заказчик от бизнес-рекламы – об этом и многом другом Макаров рассказал в ходе встречи.
 
 
Послушать Макарова пришла довольно неоднородная аудитория: среди участников мастер-класса и студенты, и молодые специалисты, и редакторы с многолетним стажем работы.
 
– То, что наш гость успел поработать не только в журналистике, но и в сфере PR – очень интересно и важно, потому что такой взгляд на ситуацию, на нашу работу – это всегда здорового и интересно, – отметил в начале Президент Гильдии Андрей Долженков. – Сегодня у нас встреча посвящена проблемам, связанным с журналистикой, а завтра будет встреча с пиарщиками (прим. – она пройдет в ДомЖуре в 16.00).
 
 
Общение с аудиторией гость решил строить на теоретической базе, которой посвятил первые полчаса встречи. Макаров напомнил собравшимся, когда и почему появилась журналистика, и как она развивалась вплоть до наших дней.
 
О стандартах журналистики
 
Особое внимание спикер уделил разнице школ: российской и западной. Одна – более субъективная, эмоциональная, допускающая выражение собственного мнения и вольности, абсолютно недопустимые в другой.
 
 
Вторая – точная и выверенная, где важен не просто факт получения информации, а её объективная подача и достоверность, журналист не может иметь собственного мнения (для этого, например, существует жанр колонки, но никак не деловая журналистика).
 
Макаров отметил, что за долгие десятилетия в российской журналистике сложилась своя аудитория, которую было не так просто отучить от «плохих привычек»:  
 
– Тогда люди думали, что медиа это инструмент, который можно использовать только для того, чтобы потешить свое тщеславие или организовать пропаганду. Реклама публиковалась не для того, чтобы увеличить продажи, а для пропаганды. С точки зрения бизнеса такие публикации ничего не давали, но это и не было нужно. И вот такой технический подход к рекламе превалировал на рынке 20 лет. До сих пор очень часто можно увидеть людей, которые воспринимают рекламу только в качестве пропаганды себя любимых. 
Все начиналось с того, что в редакцию приходил бизнесмен, давал наличные и говорил: «Давай, напиши, какой я хороший». Потом начали платить по безналу, потому что компаниям надо было как-то проводить эти деньги через бухгалтерию. Дальше, в начале нулевых, началась история, когда компании стали платить  не за рекламу, а за совершенно другие услуги. Какое-нибудь участие в круглом столе, а за это, по итогам круглого стола, журналист должен был сделать хороший материал.
 
 
Но со временем восприятие рекламы в журналистике стало меняться, также как и поменялись стандарты работы с текстами:
 
– Когда я пришел работать в «Коммерсант», у меня во втором же тексте была цитата. Мне редактор говорит: «Слушай, она у тебя какая-то кривая, давай её перепишем». У меня был ступор: как это, перепишем цитату? «Он же за это тебе спасибо скажет, ты же за его пресс-службу сейчас работаешь». На самом деле из-за таких вот замен, из-за того, что на месте какого-то слова ты ставишь его синоним (в бизнесе синоним может быть не синонимом, а вообще другим словом), и возникали ошибки.
 
В последние годы согласование материалов – уже не обязательный этап, отметил лектор. Есть запись на диктофон, видео – в этом плане журналист себя обезопасил. Если фраза «кривая», лучше всего заставить героя произнести её так, как это необходимо на диктофон, чем менять что-то самостоятельно.
 
О деловых изданиях и нативной рекламе 
 
– Власть – это не монолит. Внутри властных структур есть очень большие противоречия и потому медиа в последнее время очень часто стали использоваться как инструмент для этой межфракционной борьбы, – заметил спикер. – Придание огласке тех или иных фактов приводит не к тому, что люди выходят на улицы, а к тому, что кто-то где-то свое место теряет. И тот инструмент, который все рассматривают как инструмент влияния на огромную аудиторию на самом деле влияет на одного-двух человек.
 
 
Макаров отметил, что сегмент деловых СМИ слишком мал для того, чтобы оказать существенное влияние на массовую аудиторию, но в умелых руках это отличный инструмент для того, чтобы повлиять на какую-то конкретную историю в бизнес-кругах, на определенного человека. Яркий пример тому – США, где из-за публикаций в медиа в администрациях меняются люди, многие уходят в отставку по собственному желанию. Причем, отмечает спикер, порой сначала появляются публикации о том, что конкретный человек покидает пост, а уже потом официально сообщается об увольнении. И здесь вопрос: а помог ли журналистский материал принять решение. 

– Только сейчас, за последние 25 лет в России появилась достаточно внушительная аудитория, которая привыкла к новым стандартам. И если в начале 90-х бизнесмены воспринимали медиа как средство пропаганды, то сейчас СМИ наконец-то стали воспринимать как источник информации. И им важно и нужно, чтобы информация, публикуемая в медиа,  была объективной и точной.
 
 
При этом, если когда-то журналиста «кормили ноги» и работу получал тот, кто в прямом смысле быстрее бегает, то сегодня эту функцию выполняют новые технологии. Интернет сузил нашу страну до размеров города, считает спикер. То, что произошло в Москве или Питере уже через считанные секунды становится известно на другом конце страны (да и мира тоже). Поэтому работодатель выберет того, кто умеет работать головой, кто может проанализировать и предоставить читателю достоверную, хорошо поданную и понятную информацию.
 
– Очень многие заказчики осознают, что им нужен взвешенный и объективный контент. 
 
Справка:
Макаров Иван Иванович – выпускник факультета журналистики Санкт-Петербургского Государственного Университета.
 С 1999 по 2003 год работал корреспондентом, обозревателем и редактором финансовых приложений газеты «Деловой Петербург». В декабре 2003 года стал финансовым обозревателем газеты «КоммерсантЪ» в Санкт-Петербурге и редактором петербургских тематических приложений Ъ «Банк» и «Страхование».
 С апреля 2007 по апрель 2009 года — главный редактор журнала Cbonds Review, посвященного облигационному рынку и макроэкономике. С июня 2009 года по февраль 2010 года исполнял обязанности шеф-редактора петербургского издательского дома «Курьер-медиа». С апреля 2010 года — пресс-секретарь ВТБ24 по СЗФО. Пять лет подряд занимает первое место в рейтинге банковских PR-специалистов Санкт-Петербурга, составляемого на основе экспертного опроса журналистов города.
 Является внештатным преподавателем СПбГУ по дисциплинам «Экономика и менеджмент СМИ», «Организация работы отдела по связям с общественностью и рекламе», «Банковский PR».