Многофункциональные центры представляют собой единые места приема, регистрации и выдачи документов при предоставлении муниципальных и госуслуг. Они работают по принципу «одного окна» и способны обслуживать большое количество посетителей одновременно. Первый МФЦ в Воронеже открылся рядом с центром города еще в 2010-м. Сейчас Воронежская область по развитости сети МФЦ лидирует среди областей Черноземья: 30 действующих центров расположены в разных районах региона. В малых населенных пунктах работает 177 «удаленных рабочих мест МФЦ», представляющих собой оборудованные «окна» в администрации сельского поселения или деревенском клубе. По данным облправительства, сейчас порядка 80% жителей области имеют доступ к отделениям оказания услуг.До конца 2015 года количество МФЦ в регионе должно достигнуть 39: новые отделения могут появиться в Рамони, Кантемировке, Ольховатке, Таловой, Воробьевке, Нижнедевицке, Новой Усмани, Эртиле и Новохоперске. Количество удаленных рабочих мест в итоге должно достигнуть 297. Стоимость одного центра составляет 7 млн руб., в 2015 году регион из федерального бюджета должен получить на эти цели 62,68 млн руб. В результате доступ к системе «одного окна» могут получить почти 100% воронежцев при плановом показателе Минэкономразвития в 90%.
Воронежская область, согласно распоряжению правительства РФ, в течение нынешнего года должна получить на развитие МФЦ 62,68 млн руб. из федерального бюджета — больше, чем другие регионы Черноземья. Количество «удаленных рабочих мест» должно вырасти до 297. Впрочем, уже сейчас содержание МФЦ обходится областному бюджету в 300 млн руб. в год. Но, по словам руководителя областного департамента связи и массовых коммуникаций Артема Верховцева, в облправительстве рассчитывают получать около 200 млн руб. в год доходов от МФЦ, формируемых за счет оплаты заявителями госпошлин.
Жители области уже успели по достоинству оценить услуги МФЦ. Самыми популярными сейчас являются обращения за регистрацией прав на недвижимость и проведение сделок с ней, запросы информации Росреестра, предоставление субсидий и социальных выплат, регистрация индивидуальных предпринимателей, оформление и замена паспорта гражданина РФ. По ним МФЦ обеспечивают максимальное сокращение затрат времени.
Воронежская область стала одной из «пилотных» не только по созданию МФЦ, но и по начавшемуся их ребрендингу: безликие ранее центры теперь носят название «Мои документы». Новые отделения открываются в едином фирменном стиле в красно-коричневых тонах. Завершиться ребрендинг уже открытых МФЦ в Воронежской области должен этим летом. Смена фирменного стиля произойдет во всех субъектах федерации: в правительстве РФ считают, что единое оформление «поможет гражданам в важные моменты не запутаться во множестве госучреждений».
Создание сети МФЦ обусловлено не только стремлением облегчить получение гражданами госуслуг. Центры во многом разгрузили профильные учреждения. По словам руководителя управления Росреестра по Воронежской области Елены Перегудовой, сейчас организация взаимодействия с многофункциональными центрами — «одно из важнейших направлений в деятельности воронежского управления Росреестра». «Наши услуги— одни из наиболее востребованных в МФЦ. Поэтому мы являемся заинтересованной стороной в конкретном результате работы над созданием сети отделений оказания госуслуг в области и организации предоставления этих услуг в срок и с высоким качеством, — отмечает руководитель управления. — Сейчас все МФЦ региона предоставляют услуги Росреестра. Если до начала 2013 года они предоставлялись по принципу «удаленного рабочего места» усилиями сотрудников нашего же управления, тосегодня прием и выдачу документов осуществляют сами сотрудники МФЦ». По словам госпожи Перегудовой, сейчас доля документов ведомства, представленных гражданам через МФЦ, достигла 50% и продолжает расти. Наибольшие темпы роста демонстрирует предоставление сведений Единого госреестра прав на недвижимое имущество: доля приема документов через центры выросла за год на 12,3% и достигла 41,9%. Со своей стороны Росреестр помогает в обучении и тестировании сотрудников офисов МФЦ.
Развитие сети МФЦ стало не просто федеральным требованием. По мнению экспертов, это то нововведение, которого давно ждали многие граждане. Электронная очередь и система «одного окна» экономят многие тысячи человеко-часов.Создание сети достаточно сложно и требует, в частности, квалифицированного персонала, способного одновременно качественного работать с людьми и разбираться во всех госуслугах. Зато для граждан выгода очевидна: новый механизм оформления требует только недолгого, до 15 минут, ожидания.
Однако даже с открытием в том или ином районе МФЦ развитие сети не прекращается. Многие центры в регионах по-прежнему уступают столичным по количеству оказания госуслуг. Одно из наиболее трудных направлений для многофункциональных центров – это работа с малым и средним бизнесом. Между тем именно в этой сфере МФЦ экономят наибольшее количество времени и сил. Таким образом создание сети приносит пользу не только гражданам, но и в целом улучшает инвестклимат в регионе. Развитие системы органично дополняет классические инструменты повышения инвестиционной привлекательности – к примеру, создание индустриальных парков.
Впрочем, властям еще предстоит преодолевать определенный консерватизм граждан в отношениях с чиновниками: многие по-прежнему продолжают обращаться в госучреждения напрямую, несмотря на наличие в пределах шаговой доступности многофункционального центра. Здесь, отмечают эксперты, должна вестись работа не только по расширению популярности МФЦ у граждан, но и по повышению эффективности взаимодействия с центрами самих чиновников профильных управлений.
По словам Артема Верховцева, ежедневно в Воронежской области обращаются в МФЦ около 7 тыс. заявителей, в год поступает более 1,2 млн обращений. При этом главным показателем остается «уровень удовлетворенности» населения, который, по данным руководителя департамента, уже составил 95% от всех обратившихся в МФЦ.
Развитие системы предоставления услуг — синергетический проект, который объединяет усилия органов власти всех уровней. Областные власти заключили 65 соглашений о взаимодействии с органами власти и внебюджетными фондами для завершения создания и развития сети МФЦ. В свою очередь, инициативу региона поддерживают десять федеральных ведомств. Все это должно обеспечить большее удобство предоставления госуслуг, удовлетворенность граждан и улучшениеинвестклимата региона.
Материал подготовлен для портала улучшения делового климата в Воронежском регионе ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ