Реконструирующийся международный аэропорт Воронежа стабильно наращивает пассажиропоток как на внутренних, так и на международных направлениях. По итогам июля, например, он отчитался о «лучшем ежемесячном показателе за 20 лет». На сегодняшний день основные направления международной сетки полетов из Воронежа рассчитаны на курортный сезон, но эксперты признают: в облцентре есть спрос на регулярные рейсы в европейские города. Переговоры об открытии авиасообщения с Мюнхеном в середине августа уже инициировал губернатор Алексей Гордеев. Очевидно, что это позволит повысить деловой климат и инвестиционную привлекательность региона.
Аэропорт выводят из спячки
Воронежский международный аэропорт (расположен в 10 км севернее областного центра по трассе М4 «Дон») по итогам 2014 года обслужил 405,3 тысячи пассажиров, а за первые шесть месяцев нынешнего года увеличил пассажиропоток еще на 10%. Впрочем, это далеко не предел. Сейчас аэропорт загружен менее чем наполовину: с 1980-х годов и до распада Советского Союза аэропорт успешно обслуживал более 1 миллиона пассажиров в год.
Основным акционером аэропорта сегодня считается воронежская финансовая компания «Аксиома», основанная депутатом Государственной думы Сергеем Журавлевым. В структуру компании входит эксплуатант аэропорта ООО Управляющая компания «Авиасервис». В конце июля премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о передаче имущества аэропорта в аренду его управляющей компании без торгов на срок до 49 лет.
«Аксиома» стала основным владельцем воронежского аэропорта еще в 2013 году, а летом 2014 года анонсировала проект реконструкции авиаузла. В течение пяти лет там планируется построить новый аэровокзал площадью 25 тысяч квадратных метров и пропускной способностью до 3 миллионов человек в год. Объем инвестиций оценивается в 4 миллиарда рублей. По мнению экспертов, воронежский аэропорт после реконструкции станет крупнейшим транспортным хабом Черноземья. Проект находится на особом контроле у воронежского губернатора Алексея Гордеева. На прошедшем в Воронеже в начале августа выездном совещании с участием помощника Президента РФ, секретаря Государственного совета Игоря Левитина, глава региона рассказал представителям Кремля о ходе реконструкции. По словам Алексея Гордеева, уже завершена реконструкция взлётно-посадочной полосы, части перрона, рулежной дорожки и светосигнального оборудования. Всё это позволит увеличить пропускную способность с 40-70 до 180 пассажиров в час на международных рейсах и до 250 пассажиров в час на внутренних. Завершён ремонт второго этажа аэровокзала.
По итогам совещания стало известно, что переход к активной фазе реконструкции стал возможен благодаря вмешательству Алексея Гордеева. Речь идет о том, что основной акционер ведет по большей части только ремонт здания аэропорта и вспомогательной инфраструктуры. Реконструкция полосы, рулежных дорожек и перрона ведется за счет федерального финансирования – более 1 миллиарда рублей по госпрограмме. Воронежскому губернатору удалось пролоббировать интересы региона на федеральном уровне: запланированное на 2017 год финансирование аэропорт получил уже в 2014.
Воронеж в летной сетке
Сегодня, по данным аэропорта, растет популярность международных рейсов из Воронежа. За первое полугодие нынешнего года авиаперевозками по международным направлениям воспользовались 35,2 тысячи пассажиров. Рост по сравнению с аналогичным показателем прошлого года составил 11%.
По внутрироссийским линиям Воронеж связан практически со всеми крупными городами России. Рейсы в Москву – Домодедово, Внуково и Шереметьево – выполняют уже четыре перевозчика: «Ютэйр», «Сибирь» (S7), «Руслайн» и «Аэрофлот». Последняя авиакомпания открыла рейсы между Воронежем и столицей с начала лета. Полеты выполняются на лайнере SSJ-100 («Сухой Суперджет-100») дважды в день. С 1 декабря перевозчик намерен летать из Воронежа три раза в сутки. Привлечение в Воронеж «флагманского» перевозчика, проявляющего интерес далеко не ко всем регионам России, тоже ставят в заслугу губернатору. Напомним, что о возможности прихода в регион «Аэрофлота» стало известно в сентябре прошлого года по итогам телефонного разговора Алексея Гордеева и гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева. Тогда глава региона и топ-менеджер авиакомпании договорились, что «перевозчик приступит к изучению и подготовке технико-экономического обоснования для работы авиакомпании в Воронежской области».
Пока что большую часть полетной сетки на международных направлениях составляют «курортные» маршруты: Египет, Турция, Греция, Армения. Лайнеры из Воронежа летают в Шарм-Эль-Шейх, Хургаду, Анталью, Ираклион, Салоники, Ереван несколько раз в неделю. При этом воронежские власти уверены, что у международного аэропорта Воронежа есть потенциал и для развития авиасообщения с Европой. Очевидно, это позволит повысить деловой климат и инвестиционную привлекательность региона.
По мнению экспертов, с ростом пассажиропотока в воронежском аэропорте могут появиться новые перевозчики с интересными предложениями. Например, лоукостер «Победа» («дочка» «Аэрофлота»), заявлявший в конце прошлого года о намерении открыть весной 2015 года авиасообщение эконом-класса между Воронежем и Москвой, а потом отложивший свои планы «на среднесрочную перспективу». «Мы рассматриваем разные города для развития сети, но в ближайших планах Воронежа нет», - говорила тогда официальный представитель перевозчика Елена Селиванова. Причину такого изменения политики в компании не комментировали. По мнению гендиректора консалтинговой компании Infomost Consulting Бориса Рыбака, рейсы «Победы» из воронежского аэропорта могли показаться перевозчику «экономически нецелесообразными» из-за пока что невысокого пассажиропотока. А дальнейшее развитие авиаузла, без сомнения, повысит его привлекательность для перевозчиков.
Центр управления полетами
Ранее Воронеж был связан регулярными рейсами с Мюнхеном базовым перевозчиком аэропорта и его бывшим мажоритарным акционером – авиакомпанией «Полет» Анатолия Карпова. В конце ноября юрлицо перевозчика ушло под наблюдение, а лицензия Росавиации на пассажирские перевозки была отозвана. Губернатор Алексей Гордеев хочет вновь наладить авиасообщение по этому маршруту. Так, в ходе своей рабочей поездки в Германию в середине августа, он провел несколько рабочих встреч, итогом которых стала «заинтересованность немецкой стороны воронежским направлением». Более того, директор департамента развития международного аэропорта Мюнхена Александр Шроль в беседе с губернатором отметил, что авиасообщение с Воронежем может стать для немецкой стороны «альтернативой московскому направлению».
При наблюдении за политикой регионов Черноземья в развитии инфраструктуры можно заметить общие черты: власти почти всех областей стараются развивать воздушные ворота своего региона. Глава Орловской области Вадим Потомский уже с осени прошлого года пытается прийти к окончательной договоренности с инвестором законсервированного более 10 лет назад и находящегося сейчас в плачевном состоянии местного аэропорта «Орел-Южный». В сентябре прошлого года официально завершилась реконструкция аэропорта Липецка. Она проводилась с июня 2013 года и обошлась в 780 миллионов рублей федеральных средств и порядка 500 миллионов рублей из бюджета области. Впрочем, два месяца назад липецкие власти объявили о выделении еще 330 миллионов рублей из казны региона на продолжение реконструкции. Самолеты из Липецка сейчас летают в Москву, Санкт-Петербург и несколько других регионов страны. Небольшой аэропорт, находящийся в собственности областных властей, функционирует в Курске. Еще один некрупный авиаузел, постоянное авиасообщение в котором налажено только с Москвой, находится недалеко от Тамбова. Единственный в макрорегионе аэропорт, который смог приблизиться по развитости с воронежским, – белгородский. Его пассажиропоток за первое полугодие 2015 года оказался только на несколько десятков тысяч человек меньше.
Различие в развитии авиатранспортной системы соседних регионов можно объяснить тем, что финансирование таких объектов, как аэропорты, может идти в основном из федерального бюджета. Местные власти, запланировав развитие воздушных ворот своего региона, должны включить этот проект в специальную государственную программу. А вот объемы финансирования и сроки, в которые оно будет предоставлено, зависят уже от того, насколько активно власти той или иной области готовы лоббировать ее интересы на уровне правительства. Воронежский опыт здесь показателен – современный развивающийся мегаполис сложно представить без качественной транспортной инфраструктуры.