Осенью 2023 года исполнилось 15 лет воронежскому деловому информагентству Abireg.ru Дмитрия Орищенко, успевшему войти как в региональный топ цитируемости, так и в череду конфликтов из-за неоднозначных материалов. Ближайшим из них может стать суд с ГК «Калина Ойл» из-за публикаций, повредивших ее деловой репутации. На фоне этого издание и группа компаний вокруг него последние пять лет снижали выручку и пришли к минимальной прибыли, а до 25% доходов частного делового СМИ стали зависеть от контрактов на комплиментарное освещение деятельности властей.
История компании
Основным активом «Абирега» за все 15 лет его существования остается деловое информагентство Abireg.ru, работающее на территории Воронежской, а также Белгородской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской областей. Первый регион является для компании базовым, в Воронеже расположен и ее офис — в арендованном помещении бизнес-центра на площади Ленина, 8Б.
«Абирег» как СМИ было основано в 2008 году бывшим журналистом «Коммерсанта» Дмитрием Орищенко, который на тот момент работал директором бюро «Интерфакса» в Воронежской области. Формат материалов нового издания был похож на «интерфаксовский», но «Абирег» выбрал другую бизнес модель — деловое СМИ со старта стало зарабатывать не на закрытой ленте новостей, а на оказании под своим брендом PR-услуг, рекламе и так называемом «блоке на негатив». Речь о своеобразной подписке, позволяющей бизнесмену или компании взамен на регулярные платежи быть уверенным, что нелицеприятная информация об их деятельности не будет опубликована в издании вне зависимости от того, каким будет новостной повод.
Создатель компании неоднократно утверждал, что не привлекал для запуска СМИ инвесторов, однако в первые же месяцы работы агентство стало активно отстаивать интересы известного в регионе бизнесмена в сфере ЖКХ Вадима Ишутина и его тогдашнего проекта «Воронежская коммунальная палата», а также — топ-менеджеров Центрально-Черноземного банка Сбербанка.
На сегодняшний день Abireg.ru как СМИ находится на четвертом месте в Воронежской области по цитируемости, по оценке компании «Медиалогия» по итогам третьего квартала 2023 года. В первой десятке издание уступает только местному филиалу ВГТРК (бренд «Вести. Воронеж»), областному информагентству РИА «Воронеж» и газете «КоммерсантЪ-Черноземье».
По собственным данным «Абирега», материалы и другие страницы на сайте издания собирают, в среднем, по 120-130 тыс. показов в сутки суммарно. В топ-10 воронежских СМИ по местному трафику, по данным Liveinternet.ru, информагентство не входит.
Финансовые результаты
Юридически структура бизнеса Дмитрия Орищенко строится вокруг двух юрлиц и зарегистрированного на самого владельца индивидуального предпринимателя.
Крупнейшим по официальной выручке (17,3 млн рублей в 2022 году) является, по данным Rusprofile, зарегистрированное в ноябре 2008 года ООО «Агентство бизнес информации "Регион 36"» (ООО АБИ «Регион 36»). Уставный капитал компании — 10 тыс. рублей, основной ОКВЭД — «деятельность информационных агентств». Дмитрий Орищенко выступает в юрлице как единственный учредитель и управляющий—ИП. До 2011 года директором выступала Анна Орищенко. На эту компанию зарегистрированы бренды и оформлена в Роскомнадзоре лицензия на информагентство Abireg.ru.
Официальные финансовые показатели основного юрлица падают уже как минимум пять лет. Выручка ООО АБИ «Регион 36» в 2018 году в пике составляла 28,4 млн рублей, в 2019-м — уже 21,3 млн рублей. Затем оборот «Абирега» каждый год снижался на 1-2 млн рублей.
Чистая прибыль при этом показывала крайне неравномерную динамику, которую эксперты в таких случаях склонны объяснять «особенностями бухгалтерского учета». В 2019-м она составляла всего 36 тыс. рублей, в 2020-м сразу выросла до 3,4 млн рублей, в 2021-м составила 2,3 млн рублей, а по итогам 2022 года компания получила 122 тыс. рублей чистой прибыли.
Официально в ООО АБИ «Регион 36» на 2022 год работало восемь человек, тогда как на сайте компании фигурируют как порядка 20 сотрудников и авторов. Вероятно, это объясняется тем, что в издании, по словам источников среди сотрудников, используется привычная для малого бизнеса вообще и медиа в частности схема с «серым» трудоустройством. Это когда часть сотрудников легально оформляется в рамках Трудового кодекса, но с минимальной зарплатой, а с частью выстраиваются только гражданско-правовые отношения, не несущие за собой никаких социальных обязательств. Это подтверждается тем, что средняя официальная зарплата в компании, по данным ФНС, составляет чуть более 16 тыс. рублей. Вероятно, именно поэтому страховые взносы за сотрудников компания платит в бюджет минимальные — порядка 400 тыс. рублей за год. Налоги «Абирега» тоже невелики — 700 тыс. рублей в год.
На последнее ООО оформлены и некоторые личные активы бизнесмена, например, автомобиль BMW 5-й серии с «красивым» номером С088СС36, приобретенный в лизинг. Традиционно покупка автомобиля в лизинг на подконтрольное юрлицо считается более выгодной чем обычный кредит на физлицо.
В структуре группы компаний «Абирег» есть еще несколько юрлиц, единственным владельцем которых является Дмитрий Орищенко. ООО «Абирег» было зарегистрировано уже в 2010 году, но оно является в группе скорее центром убытков (300 тыс. рублей в 2022 году). Компания также была зарегистрирована для деятельности информагентств, уставный капитал — 11,5 тыс. рублей.
Примечательно, что в 2014 году ООО АБИ «Регион 36» и ООО «Абирег» обращались в арбитражный суд Воронежской области с исками о самобанкротстве, однако затем обе компании отозвали их.
Основателю группы принадлежит еще ООО «Время Воронежа», издающее в регионе одноименную интернет-газету. Выручка этой компании по итогам 2022 года составила 3,2 млн руб., а вот по чистому финансовому результату ее можно назвать центром прибыли в группе — 2,6 млн руб. Также бизнесмен владеет липецким ООО «Стайер», издающим новостной портал Lipetsknews.ru.
Активы в соцсетях
Активами группы «Абирег» можно назвать и страницы издания в различных социальных сетях. Совокупная аудитория соцсетей «Абирега» составляет 18 тыс. человек, однако стоит учитывать, что большая часть подписчиков страниц издания на разных площадках могут пересекаться.
В Telegram это каналы «Бизнес-инсайды Abireg» (3,8 тыс. подписчиков), «Бизнес-инсайды Белгород» (600), «Липецкие новости Lipetsknews» (400). У канала «Бизнес-инсайды Абирег-Москва» с, как сказано в описании, «проверенной информацией от одного из крупнейших деловых изданий России» — 17 подписчиков. А у созданного, видимо, для резерва канала «Бизнес-инсайды Абирег-Россия» — 1 подписчик, он же анонимный автор. Во «Вконтакте» «Абирег» владеет страницами «Бизнес и полит инсайды Черноземья от Абирега» (4,6 тыс. подписчиков), и «Агентство Бизнес Информации "Абирег" (ABIREG.RU)» (81 фолловер). На странице издания в «Одноклассниках», дублирующей посты из «Вконтакте», 1,8 тыс. подписчиков. Twitter «ABIREG.RU» неактивен с 2017 года, в нем осталось около 800 фолловеров.
Часть из соцсетей, например страница издания в Instagram (принадлежит признанной экстремистской и запрещенной в РФ Meta) с 2,6 тыс. подписчиков, зарегистрированы не на журналистов, а на личный телефон Дмитрия Орищенко и являются его частной собственностью.
Стоит отметить, что, несмотря на и блокировку Instagram в России, «Абирег» продолжает вести аккаунт в «недружественной» соцсети. Последние посты в ней на момент подготовки материала были датированы 14 декабря 2023 года. Деятельность издания в Instagram сегодня имеет достаточно небольшой реальный охват. Посты собирают, в среднем, от 4 до 7 лайков. При этом 11 марта 2022 года после начала спецоперации «Абирег» публиковал «заявление», в котором говорилось об «отсутствии морального права дальше публиковать посты в Facebook (принадлежит признанной экстремистской и запрещенной в РФ Meta) и Instagram.
В самом Facebook «Абирег» с тех пор деятельность заморозил. На странице было 3,6 тыс. подписчиков, она не обновляется, но остается открытой.
Источники доходов
Пул рекламных клиентов издания Abireg.ru и «репутационного агентства» «Абирег-PR» во многом складывался из компаний, на разных этапах испытывавших сложности в ведении бизнеса. Среди них, к примеру, ГК «Сырный дом» (ряд основных структур проходят через банкротство), воронежский перевозчик ООО «АТП-1» (критиковался властями наряду с другими участниками рынка), острогожская транспортная компания ООО «Экспресс» (ее владельца обвиняли в мошенничестве), резидент ОЭЗ «Центр» ООО НПО «Перфоград» (долгое время вел конфликт с конкурирующей компанией и ее украинскими бенефициарами), ООО НПК «Нефтегаздеталь» (проходило через разрушительный для компании судебный спор между соучредителями).
На коммунальном рынке «Абирег» занимался продвижением концессионера водоканала областного центра ООО «РВК-Воронеж» на этапе, когда компания стала нести репутационные издержки из-за нового проблемного актива — левобережных очистных сооружений города.
Рекламу на сайте издания в формате пресс-релизов на регулярной основе размещают Сбербанк, ВТБ, «Свой Банк», девелопер «Самолет», гарантирующий поставщик электроэнергии в Воронежской области «ТНС энерго Воронеж», Нововоронежская АЭС, агропромышленная группа «Черкизово», структуры «Россетей» в Белгородской и Воронежской областях, рекрутинговая компания Head Hunter, мобильный оператор «Билайн», воронежская аграрная ГК «Агро-спутник» и ряд других организаций.
Среди нерегулярных рекламодателей издания — воронежская транспортная компания «Альфа Дон транс», местные частная школа «Академия» и отель «Дегас», машиностроительная Koblik Group (бывший «Воронежсельмаш»), завод «Воронежстальмост», воронежский проектный институт «Гипрокоммундортранс», работающий в Орловской и Липецкой областях застройщик ОДСК, «РСХБ-страхование» и другие.
Также агентство занималось продвижением «личного бренда» Алексея Карякина, возглавляющего Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора.
Зависимость от государства
Но крупнейшим из рекламодателей «Абирега» в последние годы стало государство — путем контрактов о комплиментарном освещении деятельности органов власти и их первых лиц с оплатой за счет бюджета. Большая часть тендеров приходилась на юрлицо ООО АБИ «Регион 36». По данным портала госзакупок, за последние пять лет эта компания заработала на госконтрактах порядка 20 млн руб.
Основным госзаказчиком «Абирега» является управление делами правительства Воронежской области, за пять лет заплатившее компании Дмитрия Орищенко за пиар губернатора Александра Гусева более 9 млн руб. Еще почти 3 млн руб. издание получило от ныне ликвидированной структуры воронежского облправительства «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов».
Вторым крупнейшим государственным рекламодателем «Абирега» (4 млн руб. за пять лет) является белгородская областная дума, материалы о деятельности которой регулярно публикуются на сайте агентства на редакционной и рекламной основе. На третьем месте воронежская облдума, за пять лет заплатившая изданию почти 3 млн руб. из бюджета.
В итоге, исходя из финансовой отчетности за 2022 год, можно рассчитать, что доля госконтрактов составляет порядка 25% в обороте «Абирега».
А наиболее экзотичным госзаказчиком «Абирега» стал белгородский центр профилактики и борьбы со СПИД, заплативший изданию более 200 тыс. руб.
В госконтрактах участвует и сам Дмитрий Орищенко как индивидуальный предприниматель — в этом статусе он взял два тендера на 360 тыс. рублей у водоканала Грязей Липецкой области и один — на 420 тыс. рублей — у управляющей компании особой экономической зоны «Липецк». За это бизнесмен как исполнитель обязывался осуществлять «комплексное информационное обслуживание путем распространения материалов на сайте Abireg.ru».
Суды и расследования
Неоднократно деятельность «Абирега» приводила к судебным спорам, а в одном из эпизодов дошло и до уголовной плоскости. В 2017 году СКР возбуждало из-за одного из материалов информагентства уголовное дело «по признакам незаконного распространения в СМИ семейной тайны частного лица без его согласия» (ч. 1 ст. 137 УК РФ). В офисе издания тогда прошла выемка жестких дисков из компьютеров журналистов, а также у них изъяли ноутбуки. Поводом стал опубликованный малоизвестным автором под псевдонимом материал о родственных связях высокопоставленных липецких полицейских. Впрочем, о фактическом развитии уголовного дела впоследствии не сообщалось.
Оба юрлица «Абирега» как минимум пять раз, по данным картотеки арбитража, выступали ответчиками по репутационным искам в суде. Споры (к примеру, о «падающем доме» с воронежской УК «Стройтехника» или о «налоговых преступлениях» с холдингом Black Earth Farming) касались громких и крайне негативных для ньюсмейкеров материалов, публиковавшихся под псевдонимами, а не подписанных реальными журналистами. Однако самым резонансным оказался многолетний спор с производителем мяса птицы ООО «Лиско-бройлер». Компания с 2009 года судилась с «Абирегом» из-за публикаций о «кровоподтеках на тушках бройлеров» и в итоге смогла выиграть во всех трех российских инстанциях. Истец принудил «Абирег» опровергнуть и удалить публикации, а также заплатить 100 тыс. рублей компенсации. Это заставило Дмитрия Орищенко обратиться в Европейский суд по правам человека, который в итоге встал на сторону издания, охарактеризовав вердикты российских арбитражей как «нарушение права на свободу мнения». Издание и его владелец должны получить в качестве компенсации €9 тыс. из бюджета РФ, как выигравшие дело «Орищенко против России».
Следующим крупным для издания конфликтом вскоре может стать суд с группой компаний «Калина Ойл». После выхода материала с «финансовым анализом» бизнеса ГК под заголовком «Прозрачность не в чести» ставшая героем публикации компания усмотрела в ней риски для своей деловой репутации. В связи с этим ближайшее время представители «Калины Ойл» намерены подать иски о защите чести и достоинства против «Абирега».