– Ни в администрации города, ни в областном ДИЗО чиновники не смогли ничего, кроме как сочинить формальные отписки. Не вникнув в суть этого странного вопроса, не попытавшись помочь сохранить на улице Воронежа упоминание о его главном фестивале, – пожаловался господин Бычков.
В начале недели в социальный сетях разгорелся скандал вокруг Платоновского фестиваля искусств. Художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков сообщил на своей странице в Facebook, что вынужден снять плакат, посвященный этому культурному событию, из-за претензий УФАС. Сегодня, 11 сентября, в ведомстве рассказали подробности этой истории.
Напомним, что у антимонопольщиков возникли вопросы к обоснованности использования фразы, которая была изображена на плакате. Надпись гласила: «Платоновский фестиваль искусств – гордость Воронежа». Сотрудники ведомства попросили представить документальные доказательства, подтверждающие «полноту и достоверность» этих слов. Помимо этого, они признали конструкцию рекламой, которая не соответствует регламенту, следует из поста Михаила Бычкова в социальной сети. Худрук фестиваля подчеркнул, что плакат был размещен на проспекте Революции по инициативе управы Центрального района. Он считает, что если эта вывеска и является рекламой, то только рекламой Воронежа – ведь благодаря Платоновскому фестивалю о городе знают теперь во многих уголках мира.
Он добавил, что дирекция «будет вынуждена подчиниться этому весьма спорному требованию», «коли в дело вступили такие авторитетные структуры, как антимонопольная инспекция».
В ведомстве журналисту 36on.ru пояснили, что требований о снятии плаката антимонопольщики не предъявляли, так как никакого решения вынесено не было, и административное дело даже не возбуждалось: «Это было личное решение Бычкова», – рассказал заместитель руководителя регионального управления ФАС Виталий Попов.
При этом он утверждает, что целый год плакат Платоновфеста размещался на главной улице Воронежа без разрешения ответственных органов и на бесплатной основе. Документов, которые могли бы подтвердить обратное, в ведомство после соответствующего запроса не поступало.
– Плакат был признан рекламой в соответствии с третьей статьей федерального закона, так как Платоновский фестиваль искусств является коммерческим мероприятием. Есть мнение, что это социальная реклама. Но она также должна иметь документы на размещение, – прокомментировал Виталий Попов.
Не получило УФАС и документальное подтверждение того, что именно Платоновский фестиваль является гордостью Воронежа. А не, например, фестиваль народного танца, который проводится управлением культуры.
– В законе не прописано, какие именно документы, подтверждающие фразу, должны быть предоставлены, потому что нельзя предусмотреть все возможные варианты. Соответственно, это могут быть любые документы на усмотрение автора, но именно документы, а не опрос, например, – говорит Виталий Попов. – В обсуждаемой ситуации нужно расписать критерии. В какой части Платоновский фестиваль – гордость? В том, что билеты дороже, чем на спектакли театра Вахтангова в Москве? Объяснения должны быть аргументированы. Но закон как раз и предполагает, что от таких выражений надо уходить: не делайте того, что не сможете доказать. Ведь нельзя документами доказать самый лучший вкус кофе. А иначе, если мы просто согласимся с этим утверждением, то какая-нибудь «Автомойка у Ашота» может стать «гордостью на районе», и при этом реклама для нее будет бесплатной. В противном случае мэрию можно будет привлечь за нарушение конкуренции – почему одному коммерческому предприятию можно при таких условиях размещаться, а другому – нет?
Заместитель руководителя регионального управления УФАС объяснил, почему в ситуации с плакатом Платоновфеста усматриваются не только признаки нарушения статей 5 и 19 закона «О рекламе», но и статьи 14 закона «О защите конкуренции»:
– Признаки нарушения закона «О защите конкуренции» состоят в том, что если какая-либо другая фирма размещает свой плакат на проспекте, она будет платить за это деньги в бюджет, у нее, соответственно, будет меньше конкурентных преимуществ, так как на плакат затрачено больше средств, и компания не сможет их направить на что-то другое. А рядом с добросовестным налогоплательщиком еще кто-то установит щит без документов. Ему можно. Неважно даже, что на щите. Важно место: почему одно бесплатное, а другое платное? Если ты пользуешься преференциями на рынке, а другие нет, то, естественно, у тебя более выгодное положение, – рассказал Виталий Попов. – Но на самом деле у нас вопрос был не к Бычкову, а к мэрии – к управлению архитектуры, и ДИЗО: почему они говорят, что у них нет «незаконки», борются с киосками, мелкими предпринимателями, а на центральной улице города больше года без разрешения размещается плакат?
В пресс-службе городской администрации так прокомментировали ситуацию:
– У муниципалитета в настоящее время есть только полномочия по демонтажу рекламных конструкций, признанных незаконными. Демонтаж осуществляется по акту регионального уполномоченного органа государственной власти, соответствующих актов в профильное управление мэрии не поступало.
Фото - со страницы Михаила Бычкова в социальной сети.