Если в банковском секторе использование методов дезинформации в конкурентной борьбе уже давно и активно применяется, то страховой рынок с подобным сталкивается едва ли не впервые. В связи с этим возникает два вопроса: кому это выгодно и что вообще сейчас происходит на страховом рынке.
Итак, в настоящее время данную сферу ожидает судьба банковского сектора, а именно — очистка и санация. Компаниям, которые хотят выжить, остается одно — меняться и укрепляться. В качестве одного из примеров такого укрупнения можно привести слияние «Согаза» и «ВТБ Страхования». Аналогичный пример — рост страховой группы «Опора», владелец которой Александр Кондратенков в течение последнего года объединяет активы различных страховых компаний на рынке автострахования и эффективно борется со страховым мошенничеством.
Важно понимать, что в России за годы существования автострахования в данной сфере возникла целая индустрия «автоюристов» основная цель которых — «выдаивать страховые компании по максимуму». Как результат этого — стремительный рост убыточности на рынке и проблемы с приобретением полисов ОСАГО, которые возникают во многих регионах страны. Анализируя ситуацию в сфере страхования, эксперты говорят, что рынок ждет реформирование, но провести реформы можно исключительно совместными усилиями крупных компаний, в режиме консолидации отрасли. Одним из таких консолидаторов рынка и является «Опора», в течение года приобретающая известные и не очень страховые компании. Интересно, что ранее деятельность группы компаний никого не беспокоила, но как только дошло дело до приобретения «Югории» руководитель «Опоры» Александр Кондратенков сразу же стал объектом критики.
Так, сначала «разоблачительная» статья об «Опоре» вышла в одной не слишком популярной московской газете, еще через некоторое время была перепечатана — полностью или с сокращениями — несколькими малоизвестными сайтами в Тюмени и Нижнем Тагиле.
Схема довольно понятна — это популярная практика так называемого «черного пиара». Сначала пишется псевдокритическая статья, а потом организуются ее перепечатки, для того чтобы создавалась видимость, что «общественность массово беспокоится». Практически сразу появляются «группы в контакте», петиции на change.org и тд. Правда, массовости в информационной войне против «Опоры» немного не хватило. Три издания во главе с газетой в Москве, известной среди специалистов готовностью за недорого разместить что угодно, на обеспокоенную общественность явно не тянут. Даже «эксперты рынка» при ближайшем рассмотрении не выглядят убедительно.
Для того, чтобы понять, чем же на самом деле обеспокоена «общественность», стоит отбросить эмоции и посмотреть на ситуацию здраво. В итоге мы видим следующее: компания «Опора» захватывает рынок ОСАГО, приобретая одну за другой уважаемых и авторитетных страховщиков – компании «Уралсиб», (в 2016 году - 17-е место по автострахованию в России), НАСКО (16-е место по ОСАГО в России), «Ангара». Только это называется консолидацией и укрупнением и в целом - крайне благотворно для рынка страхования.
Тогда кому же невыгодны действия «Опоры»? Назвать конкретных лиц крайне сложно, но нужно понимать, что на сегодняшний день в России, к сожалению, прекрасно налажена система работы так называемых «черных» юристов, которые зарабатывают без преувеличения миллионы на разного рода схемах и введении в заблуждение страховых компаний.
Критика «Опоры», распространенная в СМИ, фактически захлебнулась, поскольку «неведомые авторы» заказных публикаций в первую очередь настаивают на том, что история с объединениями и приобретениями задумана для того, чтобы обобрать несчастных автовладельцев. Между тем, эксперты в страховой сфере уверены в обратном — именно в рамках небольших страховых компаний в силу их малозаметности сделать это гораздо проще. Впрочем, очевидно, у авторов этих статей не стоит задача быть логичными и последовательными — как раз наоборот, ведь немного исказив факты, о чем-то умолчав, а где-то приврав, можно создать нужную картину, так что перед читателем предстает уже не добропорядочный бизнесмен, который давно занимается, в том числе, и сделками по слиянию-приобретению, восстанавливая финансовое положение компаний и их способность эффективно работать на рынке, а какая-то «странная история». Правда, опять же, не совсем понятно, зачем Александру Кондратенкову браться за приобретение убыточных компаний, с которых кроме долгов и взять нечего? Но, напомним, быть логичными «разоблачители» не стараются.
Страховая компания «Опора», действительно, еще недавно была никому неизвестна. А между тем, «Опора» - это новое название страховой компании «Открытие Страхование», принадлежавшей известному банку, сейчас находящемся в стадии санации. Сама страховая досталась Кондратенкову далеко не в лучшем состоянии. Но именно здесь, при «расчистке» портфеля компании, как отмечает сам бизнесмен, «в компании сформировалась уникальная компетенция противодействия мошенничеству, и теперь мы готовы принимать даже «плохие» портфели, в том числе по ОСАГО».
Пожалуй, «разоблачителей» стоит поблагодарить за то, что они обратили внимание на то, что на страховом рынке реализуется очень интересный пример оздоровления и самоочищения. Структуры Кондратенкова занимаются фактической санацией страховых компаний, где руководство не «справилось с управлением и убытками», применяя при этом специальную систему противостояния мошенникам. Что особенно важно, как раз непосредственно для автомобилистов, которым в случае банкротства небольших компаний, перестают платить «без разбора», без детального анализа - кто мошенник, а кто добросовестный страхователь. «Опора» же прежде всего перестает платить в сомнительных случаях, что и было апробировано уже на «Уралсибе». Критики же почему-то умалчивают, что эта, находившаяся на 17-м месте по объему застрахованных автовладельцев компания, была практически банкротом.
Очень похоже на то, что именно в этом и скрывается ответ на вопрос — кому мешает группа компаний «Опора». «Опора» не платит мошенникам, но, как и другие компании, курируемые Кондратенковым, строго придерживается закона, умея защищать свою правовую позицию в суде. Очевидно это и пугает «черных юристов», которые понимают, что могут лишиться очередного легкого заработка — все компании «Опоры» максимально неудобны для мошенников. Получается, что наемные «разоблачители», утверждающие, что «Кондратенков рискует, создавая страховую группу на 1,5 миллиона клиентов по убыточному ОСАГО», переживают всего навсего за собственные интересы на рынке. А если добавить сюда «Югорию» о судьбе которой так переживают авторы «заказа», то эта «озабоченность» абсолютно понятна, так как в связи с планируемой сделкой, с рынка уйдет «дойная корова», на которой могли наживаться нечистые на руку юристы.
Эксперты уверены, что происходящее сейчас на рынке является фазовым переходом, и возможно даже войдет в учебники — не секрет, что многие страховые компании сформировали свои портфели на постоянном росте продаж новых машин и в надежде на будущий приход «стратегического инвестора». После того, как продажи на автомобильном рынке перестали расти, сфера автострахования оказалась перед лицом убыточности и кризиса. Для многих страховых компаний единственным выходом в этой ситуации стало увеличение затрат на продажу при минимизации выплат. И, как реакция на эти изменения рынка, появились «автоюристы», которые изначально обслуживали добропорядочных граждан, но некоторое время спустя стали прикрытием для мошенников. Страховщики же уже не имели возможностей противостоять этой волне, находясь в другой бизнес парадигме — «собрать портфель и продаться», даже Росгосстрах не справился. Но природа не терпит пустоты, и поэтому естественно появилась бизнес-структура, которая выстроила систему селекции и противостояния мошенникам и профессионально занимается консолидацией рынка, не привлекая бюджетные средства.
А с учетом того, что регулятор пролоббировал создание Межведомственной группы по борьбе с мошенничеством в сфере ОСАГО, в состав которой вошли угрозыск, СД МВД, ГУЭБиПК, Генпрокуратура и даже ФСБ, настоящие разоблачения могут привести не к жалким пародиям на расследование в малоизвестных изданиях, а к громким репортажам об арестах в новостях центральных каналов.
Можно долго гадать, кто конкретно заказал черный пиар на «Опору», слишком много интересантов. Авторы заказных статей почему-то скромно умалчивают об успешном опыте работы компании «Опоры» с портфелем «Уралсиба», «Открытие Страхование» и другими страховыми компаниями, которые были ранее консолидированы, очищены и переданы на рынок, в «хорошие руки», при этом внимание акцентируется на том, что «Опора» рискует, взявшись решать финансовые проблемы НАСКО. Между тем, в качестве положительного примера деятельности «Опоры» можно вспомнить и о СК «Круг», которая затем стала СК «Открытие страхование жизни», а позже вошла в состав лидера рынка СК РГС Жизнь. Необходимо упомянуть и о таких компаниях, как СК «Селекта» и СК «ЦСО», которая недавно выиграла тендер МВД на 13 млрд. рублей. Все эти успешные компании объединяет одно — они все прошли через команду Кондратенкова.
Между тем на рынке не происходит ничего нового: на смену тем, кто отстал от времени, приходят профессиональные команды, и, конечно, это не всем может нравиться. В ход идут любые методы, включая и технологии «черного пиара», что, впрочем, тоже совершенно естественно — после «фазового перехода» на рынке страхования останутся только профессиональные игроки.