Например, почему в нефтяной державе цены на бензин на порядок выше, чем в других странах, тоже нефть импортирующих? Почему, когда цена на нефть повышается, у нас растет стоимость топлива? А когда цены на нефть стремительно падают, цены на топливо снова повышаются?
Как заявляют в Российском топливном союзе, доля нефти в конечной стоимости литра бензина совсем мала и составляет лишь 4-5%. Поэтому ценовые колебания на мировой сырьевой бирже мало влияют на стоимость бензина внутри страны. Хотя странно, почему эта закономерность не работает в других странах.
Но у нас в стране действуют и специфические внутренние факторы. В первую очередь, налоговая политика. Так, у нас до 60% в стоимости литра горючего - это налоги. То есть акциз на бензин и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который обязаны платить государству все компании, разрабатывающие недра, в том числе флагманы отрасли - «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и другие.
Естественно, сюда же заложены и услуги нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), расходы по транспортировке и торговые надбавки автозаправочных станций (за счет чего они собственно и живут). И при этом цена на бензин сравнительно невысокая, если сравнивать с соседями – Грузией, Арменией, Турцией и другими, не говоря уже о Европе, где многие даже с малолитражек уже пересели на велосипеды.
Поэтому неизбежен вывод: если вам где-то предлагают топливо по сверхнизкой цене, дешевле на 20% и более, чем у флагманов отрасли, будьте уверены, это или некачественное топливо, или вам его на 20-30% просто недольют. Даже компания с таким громким именем и солидной репутацией как «Роснефть» недавно была замешана в подобных вещах в нашем регионе.
Совсем недавно управление ФСБ по региону поделилось информацией, что уже два года отслеживало и собрало четкие доказательства преступной деятельности организованной группы начальников и менеджеров дочек «Роснефти» - ОАО «Воронежнефтепродукт» (76 АЗС в Воронеже и области) и ЗАО «Воронеж-Терминал» (нефтебазы). Группу назвали ОПГ Головащенко - по имени экс-босса обеих фирм Игоря Головащенко.
Вообще прокуратура регулярно проверяет заправки, особенно эта деятельность активизировалась после того, как президент Владимир Путин в прошлом году заявил, что в России бензин разбавляют едва ли не ослиной мочой. Ведомство регулярно выявляет недолив, подмену качественного бензина более дешевым, были случаи реализации топлива для котельных вместо дизельного; регулярно выявляется «левый» бензин без документов. Нарушителей наказывают административными делами и представлениями. Но в случае с упомянутым ОПГ все намного серьезнее.
Воронежское управление ФСБ обнаружило, но на заправках «Роснефти» была организована четкая схема, благодаря которой на АЗС на протяжении длительного времени недоливали до 3% топлива, продавали бензин «мимо кассы», стирали из базы данных заправок любые сведения. Все это делалось сотрудниками компании путем взлома компьютерной программы, на которой работали АЗС. Оперативники ФСБ отследили деятельность группировки с 2012 года; все судебные процессы прошли в этом году, а последний приговор Левобережный райсуд вынес в конце июля. Ущерб компании «Воронежнефтепродукт» только в 2014 году составил 150 млн рублей. Характерно, что все преступники получили условные сроки: мол, ничего страшного не совершили.
Если даже такие гиганты отрасли оказываются замешаны в мошенничестве, что уж говорить про мелкие компании местного разлива?
Можно ли вообще доверять хоть кому-то? Наверное, крупным сетевикам, представленным у нас в полном объеме, но ведь и с ними не так все просто. К примеру, откуда они берут топливо для своих заправок в нашей области?
«Лукойл» владеет собственными нефтебазами и перерабатывающими заводами по всей России, как и «Роснефть». В принципе, то же касается и заправок «Газпрома», которые у нас сосредоточены в основном на трассах и в районах. Понятно, что и «ВТК» (Воронежская топливная компания) тоже берет топливо на наших нефтебазах и ЛПДС (линейно производственно-диспетчерская станция).
Что касается заправок «Башнефти» и «Татнефти», которые в области присутствуют в небольшом количестве, тут есть повод подумать. Они заявляют, что поставка топлива у них ведется централизованно, но кажется сомнительным, что всего из-за нескольких АЗС они выстраивают сложную логистическую цепь через всю Россию. Компания «Донако» одно время запускала очень громкую рекламную компанию, что располагает топливом «европейского качества», поскольку поставляется из Европы. Верится с трудом, поскольку Европа нефть покупает у нас, затем её перерабатывает и продает на внутреннем рынке по цене, в несколько раз превышающей нашу рыночную стоимость. Насколько реально везти это топливо обратно в Россию и продавать его тут вполовину стоимости?
Что касается компании “Shell”, которая в прошлом году появилась в нашем регионе, то к ней вопросов еще больше. В сентябре прошлого года сюда приезжал Мартин Люстенбергер, генеральный директор по лицензионным рынкам концерна «Shell», на открытие первой АЗС. Рекламные сюжеты об этом были на всех каналах, бюджета явно не пожалели. Компанией-партнером называлось ООО "Группа партнерских компаний «Дон-Центрнефть", а господин Люстенбергер говорил о том, что они «стали первым международным брендом, вышедшим на рынок розничной продажи топлива в Воронеже и области». Действительно, мы давно хотели яркого европейского качества в нашем регионе. Но кто задумывался о том, что качественное европейское топливо к нам даже чисто теоретически никак не может попасть? По словам сотрудников компании, которые, конечно же, пожелали остаться неизвестными, топливо на эти заправки закупается на воронежских же нефтебазах. Заправки открыты у нас по франшизе: то есть компания должна отправлять фиксированную стоимость франшизы в головной офис ежемесячно, а все остальное оставляет себе в качестве прибыли. Значит, надо экономить, а на чем может экономить АЗС, у которой нет централизованных поставок топлива? Конечно же на самом топливе. К тому же, единственным учредителем «ГПК «ДОН-Центрнефть» является предприниматель Чекусов С.В., и он же является директором компании ООО "Центрчерноземнефтепродукт". Легко сделать вывод, откуда на заправках «Шелл» берется топливо.
Понятно, что компания «Shell» дорожит своей репутацией. Если зайти на сайт компании в России, то нам предложат найти ближайшую АЗС. За счет геотаргетинга сайт понимает, что мы находимся в Воронеже и предлагает нам адреса ближайших заправок. Также есть возможность выбрать конкретное топливо, которое нам нужно, и вот тут происходит самое интересное: как только мы выбираем «ЛЮБОЕ ТОПЛИВО», то воронежские заправки сразу же исчезают, ближайшая оказывается только в Липецке. А если мы выберем фирменное топливо Shell V-Power Racing, то ближайшая заправка с таким топливом окажется в Туле!
Компания «Shell» дает понять: мол, наши заправки в вашей области есть, а вот нашего топлива на них нет. Вот и получается, что на АЗС с громким брендом клиент получает качественное обслуживание, а вот какое он получает топливо – вопрос. В лучшем случае – местное. И кстати, когда заправляешься, на чеке пробивается ООО «Селект», компания с таким же адресом и директором, как и «ГПК «Центрнефть», и с уставным капиталом в 20 тыс. рублей.
Еще нюанс: на воронежской заправке «Shell» рядом с магазином «Твой дом» можно заправиться газом, хотя, судя по сайту компании, они даже не знают о таком виде топлива. И если клиент заправляется здесь именно газом, то кассиры не принимают карточку лояльности «Shell-ClubSmart», то есть не начисляют за это баллы и не принимают их к оплате. Получается такая заправка вообще идет мимо настоящего «Shell»?
Быстро во всем этом не разберешься. А ведь мы еще не говорили о качестве топлива, которое продают на воронежских заправках. Придет время – поговорим и об этом.