– Чтобы снять многие вопросы – это была не моя структура. Впереди еще предстоит «разбор полета», но это будет не в публичном поле, – ответил Геннадий Шаталов.
В Воронеже разгорается скандал, связанный с проведением Всероссийской премии «Маршрут года», которая прошла в областном центре на прошлой неделе и собрала порядка 200 участников. Представители общественности назвали знаковое событие в туристической отрасли «цирком» и «балаганом».
Фото со страницы Оксаны Зябловой
«Засохшие пирожки»
Поводом для жаркой дискуссии в Сети послужила запись, сделанная в «Фейсбуке» заместителем руководителя ООО «Гранд-трэвел» ГК «Федерация туризма» Оксаной Зябловой. Представитель туриндустрии заявила, что «Маршрут года 2016» «в мягком смысле дискредитирует наш регион». Приводим отрывок из публикации (пунктуация и орфография автора соблюдены – прим. ред):
– Обратная сторона медали: маршрутгода2016# Коллеги, если мы говорим спасибо за мероприятия, которые в мягком смысле дискредитируют наш регион, то далеко мы не уйдём! У нас крутой город и крутая область в сфере туризма! Но вот компании, мероприятия, ситуации, которые в итоге показывают наш регион не с лучшей стороны, не дают плюсов развитию туризма! Благодарность исполнителям, отвечающим за организацию премии «Маршрут года» за что: за то, что люди были голодные и возмущались: мы что на поминках (это прямые вопросы участников)? За что мы платили деньги? За то что была экономия на всём? Не было элементарного кофе-брейка в финальный день, когда люди отказывались ехать на экскурсии, потому что они хотели есть, а не зрелищ! Тайминг нарушен со сдвигом на 1,5 ч! Даже грамоты и благодарности не были готовы к сроку! <<…>> А то, что все дни люди просто жаловались, что голодные, на заминки с программами, ну извините, организаторы, у вас не было выделено бюджета на это? Наши коллеги уехали с твёрдым чувством – город жлобов! Ведь это всероссийские СМИ, туроператоры, представители госорганов…
Еще один участник событий руководитель агентства «Рогнеда» Наталия Струтинская сообщила, что ей пришлось извиняться перед гостями за «засохшие пирожки за 500 рублей». Представитель туристической отрасли из Воронежа Ирина Пешкова в разговоре с журналистами портала 36on.ru сообщила о том, что была вынуждена за свой счет организовать экскурсию – оплатить работу экскурсовода и аренду автобуса. Взамен ей пообещали выделить достаточно времени для выступления перед гостями. Однако четыре спикера от нашего города, по словам директора компании «Черноземье Тур», в общей сложности выступили за 15 минут. В связи с этим туриндустрия Воронежской области, как утверждает Ирина, на Всероссийской премии практически не была представлена. И за это руководителю местного агентства неоправданно пришлось краснеть перед местными чиновниками.
Как считают воронежцы, из-за организационных «косяков» важное мероприятие превратилось в «цирк» и «балаган». Однако кто не справился со своей задачей, и на что были потрачены бюджетные деньги, еще предстоит выяснить.
Таинственные закупки
По данным с сайта «Госзакупки», на проведение мероприятий, приуроченных ко Всероссийской премии «Маршрут года», был выделен 1 миллион 221 тысяча 100 рублей из федерального и областного бюджетов. Конкурс на «Организацию и проведение круглого стола по продвижению межрегиональных туристических маршрутов на внутреннем и международном рынках» выиграла компания ООО «РА "ПиарМедиаГрупп”». Свои услуги представители организации предложили Ростуризму за 744 тысячи рублей при максимальной цене контракта в 1 миллион рублей.
В соответствии с техническим заданием компания должна была оказать услуги, отвечающие «международным стандартам проведения подобных мероприятий». В частности – разработать сценарий проведения мероприятия и его фирменный стиль, обеспечить наличие питьевой негазированной воды для президиума, изготовить N-ное количество именных бейджей для участников мероприятия, обеспечить буфетное обслуживание и так далее.
Как признаются участники «Маршрута года», отследить выполнение некоторых пунктов техзадания оказалось сложно. Например, сколько было изготовлено бейджей. Однако наши собеседники запомнили, что кофе-брейк был один, и длился он 15 минут, «обед для экспертов не включал горячее блюдо», а «на третий день не только кофе, но и воды не было». Участники мероприятия связывают это с тем, что «все, что было заложено в однодневную программу, пытались растянуть на 3 дня». Действительно, техзадание предполагает, что федеральные деньги выделены на программу в 1 день.
Отметим, что информацию о техническом задании для победителя этого аукциона на сайте «Госзакупки» найти было не так просто. В привычном месте – разделе «Документы закупки» – она отсутствовала. Ее удалось отыскать в документе с названием ЭА 36-ФЦП-2016.
Технических заданий остальных двух закупок, заказчиком в которых почему-то выступил подведомственный департаменту культуры Воронежской области «Дворцовый комплекс Ольденбургских», на сайте «Госзакупки» вовсе не оказалось. Поэтому остается лишь догадываться о том, что конкретно должны были выполнить победители – все тот же «ПиарМедиаГрупп» и компания ООО «Гранд-трэвел», в которой на высокой должности работает начавшая дискуссию Оксана Зяблова.
Отметим, что за таинственные «услуги по обеспечению проведения финала Всероссийской туристской премии “Маршрут года”» первая компания претендует получить 257 000 бюджетных рублей. А вторая компания за «услуги по организации мероприятий деловой программы финала Всероссийской туристской премии “Маршрут года”» – 224 100 рублей.
Несмотря на название закупки, Оксана Зяблова утверждает, что тендер, который выиграла компания «Гранд-трэвел», «не относится к организации мероприятия, так как по этой сделке были отыграны только транспортные услуги и билеты для участников форума». Директор «ПиарМедиаГрупп» Виктор Красов в разговоре с журналистами портала 36on.ru сообщил, что его компания не имеет отношения к «засохшим пирожкам», и «в соответствии с техзаданием второй закупки отвечала за аренду залов и обеды».
«Брызжат слюной»
Некоторые участники дискуссии, развернувшейся в Сети, высказали претензии создателю премии «Маршрут года» Геннадию Шаталову. Мол, раз придумал такое событие, то и следи за организацией, чтобы все были довольны. Однако он, в свою очередь, сообщил, что «по организации финальных мероприятий был конкретный исполнитель, который выиграл тендер».
В разговоре с журналистами 36on.ru известный воронежский пиарщик заявил, что его главной задачей на Всероссийской премии «Маршрут года» был контроль над соблюдением конкурсной процедуры – «чтобы все положения конкурса были соблюдены, чтобы для всех конкурсантов были выделены равные условия». А что касается заминки с экскурсиями, то она в соответствии с новой программой финального дня «составила всего 15 минут». Однако экскурсоводы почему-то не были в курсе этого изменения.
Генеральный директор «ПиарМедиаГрупп» Виктор Красов рассказал, в чем были сложности проведения нашумевшей премии:
– Я хотел сказать, что наш конкурс, который мы выиграли от Ростуризма, он всего на один день был. Нас попросили провести расширенное мероприятие – на три дня. Шаталов попросил содействовать в организации вопросов, которые не входят в рамки технического задания. Мы это все сделали. Бесплатно. Например, занялись организацией поздравительной части: рамками, сертификатами. Мы не имеем отношения к заминкам в экскурсии. «Гранд-трэвел», вроде, взялись осуществлять это облуживание.
Истеблишмент воронежский не пережил, потому что была какая-то заминка. Везде бывают заминки. В чем проблема? Я просто не пойму. Но мы выполнили все согласно требованиям заказчика.
Мы фактически выступили как спонсоры проекта, предоставляя какие-то ресурсы. Это нормально. С учетом дефицита денег. Тем более, 744 тысячи – не бог весть какой бюджет. Видимо, на нашем рынке так мало средств, что для наших конкурентов это и то деньги. Слюна брызжет, что не они выиграли, условно говоря.
Как считает Виктор Красов, довольных организацией премии «Маршрут года» оказалось намного больше, чем недовольных. По его словам, после проведения мероприятий благодарность приходит из разных городов. Якобы и со стороны заказчиков никаких претензий нет. Об этом, как утверждает Красов, ему сказали в приватной беседе, однако «пока акт не подписан».
Тем временем активисты не собираются сдаваться. Воронежцы настаивают на том, что исполнители госзаказов не заслужили областных и федеральных средств. Они попытаются выяснить, на что конкретно и кем были потрачены бюджетные деньги. Воронежцы планируют обратиться с жалобой в прокуратуру.
Отметим, что в департаменте культуры Воронежской области журналистам 36on.ru пообещали предоставить комментарий по поводу сложившейся ситуации. А в антимонопольной службе – разобраться в правильности составления документации о закупках.
Стоит ли волноваться о расходовании бюджетных средств, или истеблишмент действительно чего-то «не пережил» и создает панику на пустом месте, станет известно позже.
Читайте продолжение: Департамент культуры прокомментировал скандал с премией «Маршрут года»