В Москве, к примеру, число квест-комнат давно перевалило за сотню. Сколько их переварит воронежская публика, пока не понятно. Но то, что сейчас эта тема на подъеме – очевидный факт.
Мы решили поговорить о перспективах квестов в Воронеже с человеком, для которого это не просто развлечение, а вполне серьезный бизнес-проект.
Андрей Топчеев - бизнесмен и директор квеста «Выход», открывшегося в феврале этого года. Андрей рассказал нам о том, как пришел в этот бизнес, в чем его специфика и с какими трудностями ему пришлось столкнуться.
Как вы стали предпринимателем?
Мысль заняться чем-то своим, возникла у меня уже в студенчестве. Поступив на 1 курс ВГЛТА на лесоинженерный факультет, я понял, что время сидения на шее родителей закончилось. Мне как любому молодому человеку, нужна была независимость. В том числе и финансовая. И для того чтобы заработать лишнюю копеечку, я пришел в ресторанный бизнес. Звучит это конечно громко, но на самом деле начал я с гардеробщика. Окунувшись в ночную жизнь, я решил, что мне это очень интересно и стал развиваться в этом направлении. За несколько лет я успел поработать в нескольких заведениях, и к выпускному курсу был уже управляющим. К тому времени я уже знал многие нюансы ресторанного бизнеса и решил для себя,что с ним будет связана моя дальнейшая жизнь. Но судьба распорядилась иначе. Как только в 2008 году я окончил вуз и стал дипломированным инженером лесного дела, появилась возможность реализовать полученные знания на практике. Ресторанный бизнес остался за бортом, и я с головой ушел в новое для меня занятие.
Обстоятельства в целом складывались благоприятно. Я попал, что называется «в волну» и через некоторое время, созданная мной с нуля компания «Старт» по производству пиломатериалов, стала приносить ощутимый доход. Я смог расширить производство и к началу 2014 года стал вполне конкурентоспособен. Помимо пиломатериалов моя компания теперь изготавливает окна и двери евро-стандарта из благородных сортов дерева, занимается отделкой стен натуральным камнем. На недостаток клиентуры не жалуюсь. Дела идут весьма неплохо.
Почему вы, успешный молодой бизнесмен, решили заняться новой для себя сферой развлечений?
Если честно, то мысль эта возникла спонтанно. С основным бизнесом у меня все в порядке, есть свободные средства, а значит, появляются новые возможности.Мечту о собственном ресторане я не забросил, нодля этого нужно очень много денег, и я стал искать возможности для реализации в другой сфере. Например, всфере развлечений. В ноябре прошлого года, один мой знакомый предложил обратить внимание на,только начинающие появляться в нашем городе, квесты. Мне предложение показалось очень интересным. Меня вообще все новое как магнит притягивает. Тем более, что сфера развлечений – моя тема, и так хотелось сделать что-то интересное в этом направлении. Мы с друзьями решили на себе попробовать какой-нибудь из квестов. Сказать, что я был впечатлен – ничего не сказать. Я понял, что при наличии воображения и деловой хватки, такой проект вполне может быть успешным.Боюсь показаться нескромным, но ни с первым, ни со вторым проблем у меня еще не было, поэтому сомневался я не долго.
Я загорелся этой идеей, и весь конец ноября посвятил поиску подходящего помещения.В начале декабря уже был заключен договор аренды, и мы приступили к реализации проекта.
Сколько времени, сил и средств вы потратили на осуществление вашей задумки?
С момента возникновения идеи до открытия заведения прошло примерно 2,5 месяца. Но пахал я со своей командой, все это время без сна и отдыха.Подвал, который я арендовал, находился в ужасном состоянии и требовал капитального ремонта. На «все про все» у меня ушло околотрех миллионов рублей и, наверное,километр нервов.
А по какому поводу пришлось так сильно нервничать?
Я, конечно, преувеличил масштаб переживаний, но при выборе концепции, были определенные трудности.
Изначально у нас было два варианта. Первый вариант,самый простой – использовать уже готовые сценарии, музыку, инженерные находки. Во втором случае необходимо было самим тратить время на разработку бренда, концепции, самостоятельно придумывать игровые сценарии.
Взвесив все за и против, мы решили пойти по пути наименьшего сопротивления, но так, чтобы при этом использовать собственные технические решения. Выбор пал на известный бренд «Выход», франшиза которого представлена уже в 26 городах России. После переговоров и подписания необходимых бумаг, мы приступили к реализации проекта.
Естественно у нас были мысли организовать этот все под собственным брендом, но на начальном этапе я решил не рисковать и взять на вооружение готовую идею. Тем более что «Выход» был довольно известным по России, а для Воронежа уникальным.
Начали мы с одной единственной комнаты – «Х-ПЕРИМЕНТ» (ЛАБОРАТОРИЯ) и даже не смотря на то, что этот проект очень технологичен и уже был успешен в других городах, сомнения в том, пойдут ли на него люди, были. Для того чтобы их развеять или подтвердить, я собрал команду из четырех своих знакомых и предложил им пройти квест. Все были в восторге, и я понял, что двигаюсь в верном направлении.
С какими трудностями пришлось столкнуться после открытия?
Главная трудность – раскрутка. Ведь квесты – развлечение нового поколения и только начинают завоевывать своих сторонников.
Конечно, в первую очередь мы использовали «Интернет». Яндекс, Гугл, различные социальные сети – везде была размещена информация о нашем заведении. Кроме того люди могли узнать о нас из информационных листов, которые были чуть ли не в каждом воронежском кафе.Было налажено сотрудничество с различными магазинами и двумя фитнес-клубами, которые предлагали своим клиентам наши сертификаты. Для привлечения клиентов, мы даже запустили акцию на «Биглион».
Могу сказать что, время и средства, потраченные на раскрутку «Выхода» в Воронеже, себя оправдали. Народ пошел. Заработало «сарафанное радио», что порой оказывается гораздо эффективнее самой навороченной и дорогой рекламы.
Когда вы решили открыть новый квест «Подпольное казино» и как это происходило?
Как только я понял, что тема востребована, решил, что одногоквеста будет маловато. Примерно через месяц после открытия начались работы по созданию новой локации «Подпольное казино». Проект широко представлен в других городах и вполне успешен. В этом случае мы тоже использовали обкатанный сценарий.
На ремонт помещений и приобретение необходимого оборудования пришлось потратить порядка 700 тысяч рублей. И, кстати, оборудование для казино было приобретено самое что ни на есть настоящее. Рулетку привезли из самого Лас-Вегаса.
21 июня этого года новая локация принимала своих первых посетителей. Премьера прошла на ура, но стало понятно, что некоторые любители развлечений подобного родане знакомы с тонкостями азартных игр.Это немного смазало впечатление от квеста. Я принял к сведению отзывы посетителей, и сценарий обязательно будет отлажен и адаптирован.
Какие планы дальнейшего развития этого направления?
Планов громадье. Во-первых, совместно с одним из лидеров этой сферы развлечений «Клаустрафобией», разрабатывается совместный проект выездных квестов под открытым небом. Можно сказать, что он практически готов. Написан сценарий, музыка, определены технические решения. Я уверен, что воронежцы смогут по достоинству оценить наш совместный проект уже в этом году, во время проведения какого-нибудьобщегородского мероприятия. Дело осталось за малым – получить на это разрешение властей. Но, я надеюсь, что с этим трудностей не возникнет.
Кроме того, у меня есть мысли создать и двигать на этом рынке собственный бренд. Благо, что половина арендованных мной под этот проект помещений, пока пустует. Есть уже готовый сценарий и подобрана команда молодых и креативных ребят, которым интересно развиваться в этом направлении.
Как обстоят дела с конкуренцией?
Как ни удивительно, но конкуренции нет. Хотя с ноября прошлого года по сегодняшний день количество организаций предоставляющих подобные услуги выросло с 2 до 12. Я уверен - это связано с тем, что все представленные в Воронеже квесты уникальны. У каждого своисобственные сценарии и инженерные решения. Согласитесь, ведь не имеет смысла, открывать одинаковые локации, когда есть практически безграничные возможности для изобретения чего-то нового. Главное – фантазия.
И неужели даже кризис не влияет на этот бизнес?
Безусловно, влияет. Но, к счастью, не так как на другие отрасли. Сейчас наблюдается небольшой спад посетителей, но это в большей степени связано с наступлением сезона отпусков и аномальной жарой. Некоторые люди предпочитают проводить время на природе у речки, а не в четырех стенах. Нужно просто набраться терпения.
Кризис может повлиять только на организации, которые создавались без значительных финансовых вливаний, и не имеющие денежных резервов. Ведь все они расположены, в основном, в арендованных помещениях, а кризис повлиял на арендную плату. Не у всех будет возможность платить 300-400 рублей за метр. Так что, скорее всего, потенциальных конкурентов скоро может стать меньше.
Какими принципами вы руководствуетесь при ведении бизнеса?
Здесь все довольно просто. Я на собственном опыте убедился в том, что самое главное качество для бизнесмена – упорство. Свой основной бизнес я начинал самостоятельно, без чьей либо помощи и прочувствовал все нюансы. Иногда возникали действительно сложные моменты, но я продолжал идти вперед, стиснув зубы, и был за это вознагражден. Для себя я определил главное – Никогда не бросать начатое дело, не поняв, что испробовал все возможные варианты. Жалеть потом об упущенной возможности – не для меня. Я лучше потрачу больше времени, денег и сил, но буду уверен, что сделал все возможное. И пока жизнь подтверждает мою правоту.
Материал подготовлен для портала улучшения делового климата в Воронежском регионе ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ