Найти пекарню, расположенную в Придонском, особого труда не составило. Шлейф «волшебных» ароматов безошибочно довел нас до места. Беседа проходила практически в домашней обстановке, под чаек с только что испеченным персиковым пирогом. Оказалось, именно его запах не позволил нам заблудиться.
По специальности я не пекарь. И стал им далеко не сразу.
После окончания в 1968 года ПТУ №14 по специальности экскаваторщик пошел в армию. После службы работал на газопроводе водителем. И только в 1991 году, когда женился, уехал с супругой в Москву счастье искать и зарабатывать деньги. Как раз в столице мы решили заняться предпринимательством. Начали с того, что на рынке «Лужники» продавали одежду. А в 1997 году вернулись в Воронеж. Можно сказать, что ностальгия одолела. Да и устали мы очень от бесконечной суеты, если честно.
Москва – хороший город для работы, но отдыхать там невозможно. Москвичи живут так: неделю работают, потом берут билет на самолет и летят снимать стресс, через два дня возвращаются и опять «пашут», как каторжники. Долго так не протянешь. Я теперь удивляюсь, как нас на 6 лет-то хватило.
Да какой там капитал? Три копейки. Но по тем временам и это были деньги. Их нам только на квартиру в Воронеже хватило.
Решили все-таки попробовать начать свое дело, но получилось далеко не сразу. Пытались фруктовыми творожками заниматься, но рынок сбыта не нашли. Пришлось родственникам в деревню отвезти. Они ими там свиней и кур до весны кормили. В общем – первый блин комом вышел.
После первой неудачи сидели полгода без дела. Пока жена на объявление не наткнулась в газете. Продавалась половина пекарни у завода «ИЛМАШ». Решили рискнуть и вступили в долю. Ее владельцем был летчик-инвалид. Дела тоже не сильно в гору шли. За первые два месяца работы наш водитель получил больше нас. Он потом, кстати, стал нашим компаньоном.
Поняв, что к чему, решили через некоторое время выйти из дела и отправиться в «самостоятельное плавание».
Нашли помещение под пекарню, купили оборудование и стали выпекать.
А то как же! Проблем уйма была. Самая главная – конкуренция. На тот момент рынок был уже забит аналогичными производствами. В 1997 году их было 52. Смеялись в лицо: «Куда вы лезете?» Хозяин самой первой пекарни, появившейся в 1996 году, уверенно заявил: «У вас ничего не получится». Но это не помешало нам потом статьс ним друзьями.
Только спустя четыре месяца смогли испечь что-то похожее. Испекли «Дарницкий», ржано-пшеничный, и загрустили. Я этот день на всю жизнь запомнил. 10 сентября 1997 года... Пытались торговать «этим». Сначала вообще никто брать не хотел, но как только жена узнала рецепт правильной закваски, дела пошли в гору. Спасибо жалостливой женщине, которую жена случайно встретила в сертификационном пункте. У нее была пекарня где-то в области. Она-то и поделилась рецептом.
До этого мы следовали технологии хлебозаводов и Технологической академии – все не то. А в новом рецепте есть одна «фишка», которую знаем в городе только мы, она дает правильную хлебную кислинку. И никакой химии. Поэтому наша продукция стала для города уникальной.
Мы вообще не знали, куда идем. Нам хотелось заработать денег. Это же был 1998 год.
О чем вы, нам на еду не хватало! Когда вкладывали все в «Сдобушку», приходилось деньги занимать. Экономили на всем. Жена из одного куриного окорочка готовила два блюда на четверых. Я, она и сын с собакой.
Кстати, в кризис 1998-го хлеб покупали хорошо. Потом проснулись заводы и начали «давить». Как мы тогда не разорились, для меня до сих пор загадка. Бывало так, что у нас по 7-8 месяцев не было прибыли, и мы «съедали» свой оборот. После обвала цен решили расширять ассортимент. Ввели батоны, булки, знаменитые «пальчики» с повидлом.А еще мы делаем булочку «9 копеек», как раньше. Она у нас получается лучше, чем у остальных.
В трудные времена меня выручает оптимизм супруги. Даже когда все совсем плохо, она надеется на лучшее.
В 2002 году. Несколько лет работали без имени. Наняли фирму, которая занималась созданием имиджа. Логотип с вороной – их идея. А название – идея жены. Она тогда в США проходила стажировку, каждую неделю мы жили в разных семьях и ездили смотреть заводы и фабрики. Потрясающий опыт. Там ейидея и пришла в голову.
Когда мы только начали работать, сразу решили: либо делаем натуральный и качественный хлеб, либо не делаем его вообще. Когда были проблемы с закваской, мешками вывозили неликвидный хлеб. Отдавали свиньям на корм.
Если таких независимых, как мы, то примерно 5-7, которые в ассортименте выпускают хлеб.
В Бутурлиновке, очень хорошая мука. Мы ее на булке «9 копеек» испытали. Эта сдоба очень капризная. Если что-то не то в муке, она просто не поднимается.
Более 100 наименований, у нас колоссальный опыт. Сейчас людям нужен бездрожжевой натуральный хлеб. Он намного полезнее. Мы начали выпускать первые партии хлеба на закваске. На него есть спрос, я сам общалась с покупателями. Плюс у нас будет персональная линейка «ПетраковЪ. Хлеб из русской печи». К концу лета мы ее запустим.
Коммерческая тайна. Мы не разглашаем такую информацию.
Сейчас мы уже можем угодить любому. Каждый берет на свой вкус. Но если судить по продажам, покупатель стал болеетребовательным к качеству хлеба. Даже люди с небольшим достатком стараются купитьболее дорогой хлеб, пусть и поменьше.
Новое направление - «бездрожжевой хлеб на закваске» - все больше и больше пользуется спросом горожан, так как этот «новый продукт» на самом деле хорошо забытый, исконно русский хлеб, который много веков пекли наши предки.
Материал подготовлен для портала улучшения делового климата в Воронежском регионе ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ