До этого у меня был совсем небольшой автосервис, еще раньше – магазин. Предложили просто попробовать открыть свое дело, и я рискнул. Почему именно автомобили? Да потому что лично мне эта сфера гораздо интересней, чем, например, продуктовый магазин. А затем появилась возможность выкупить землю (около четырех или пяти боксов), и я начал постепенно застраиваться.
Основная проблема – финансовая. Из-за постоянной необходимости вкладывать деньги в расширение я продал квартиру и купил другую, попроще; затем продал автомобиль. Все вырученные деньги вкладывал в дело, и вскоре эти затраты себя оправдали. Вторая проблема – госорганы, которые в начале нулевых «проверяли» довольно тщательно и часто. Разумеется, малый и средний бизнес в то время от них сильно страдал: приходилось откупаться.
Нет. Те времена и нынешние дни – словно земля и небо. Порочная практика откупов канула в прошлое, так что не стоит даже сравнивать.
Автосервис никогда не работал в минус, прибыль была постоянно. Правда, во многом именно благодаря тому, что непрерывно вкладывался. Это и позволило первое время удержаться на плаву.
Мы обслуживаем автомобили любых марок. Как–то у меня была своя статистика, я просчитывал процентное соотношение отечественных машин и иномарок. Подавляющее большинство автомобилей – наши ВАЗы, и это вполне объяснимо. Откройте любые статистические данные, и на сто «жигулей» увидите пятьдесят иномарок. Такова особенность российского автопарка.
Да, но обращаются они в основном на втором – третьем году эксплуатации (а сейчас в фирменных сервисах срок обслуживания составляет 3–5 лет). Первый год большинство все же предпочитает проходить техобслуживание в официальных центрах. Затем автомобилисты уже могут сравнить их цены с нашими, и когда видят, что цифра разнится в несколько раз, то обычно делают выбор в нашу пользу.
Цены остались на том же уровне. Разумеется, для этого пришлось уменьшить кое–какие расходы. Что касается общих финпоказателей, значительно упал оборот. Если раньше клиент приезжал и говорил: ребята, ищите, всё, что найдете – делайте, то сейчас он растягивает ремонт по мере своих финансовых возможностей. Приходится выбирать, какие работы первостепенны, а с чем пока можно повременить. В среднем же сумма, которую автомобилист готов был вкладывать в машину за год, сократилась почти вдвое.
Вряд ли. Основная масса просто не умеет этого делать. Казалось бы, что такого – заменить шины или масло, однако даже с достаточно банальными процедурами может справиться не каждый. Сейчас машины стали технически сложней. К тому же, все эти процедуры требуют специальных инструментов. К примеру, ключ стоит столько же, сколько и сама операция в автомастерской. И зачем человеку пачкаться и делать что-то наугад, если можно просто обратиться в сервис?
Мастерских становится все больше: 15 лет назад в нашем районе их было три, сегодня – порядка восьми. Повсюду открываются фирменные салоны. Но наибольший удар наносят так называемые частные «гаражки»: они вообще не платят налоги, у них нет никаких лицензий, соответственно, и затратная часть у них гораздо меньше, за счет чего они могут сбивать цены.
Я об этом не задумывался, но вышло так, что места сами «сократились». Два работника были вынуждены уволиться по причине собственной безответственности, один ушел на пенсию. Так штат сократился на три места, но в целом без ущерба для производительности.
Масло забирает утилизирующая фирма, с которой мы заключили договор. Если клиент оставляет старые покрышки в автосервисе, за это взимается дополнительная плата. Но автолюбители обычно предпочитают их забирать и утилизировать самостоятельно.
Да, в основном это местная наружная реклама. До этого пробовали рекламу в печатных изданиях, но отказались: ожидаемого результата она не принесла. Сейчас постепенно осваиваем интернет–рекламу, проверим, так ли она хороша, как о ней отзываются. Однако, на мой взгляд, самая действенная реклама – реклама по рекомендации. Разве можно достоверно узнать о качестве предоставляемых услуг из той же рекламы в интернете? Вряд ли. Разве что о расценках. Да и то легко натолкнуться на недобросовестные мастерские, которые сначала заманивают максимально низкой ценой, а потом накручивают её на всяких мелочах. Вот вы купили буханку хлеба, к примеру, за 50 рублей, а вам вдобавок еще и пакетик за 20 рублей продали. А когда придет время расплачиваться, выяснится, что в итоге цена вообще в несколько раз выше заявленной изначально. Но это – точно не наши методы.
Наш автосервис не занимается тюнингом, и вряд ли мы будем осваивать это в дальнейшем. Из планов на будущее – открытие мойки и расширение магазина: хотелось бы увеличить торговую площадь и ассортимент товара.
Материал подготовлен для портала улучшения делового климата в Воронежском регионе ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ