Ответить на эти и другие наши вопросы согласились Елена и Алексей Углянские, владельцы ресторана «Фарфор», который недавно гостеприимно открыл для всех свои двери в «Петровском пассаже». Как и подобает главе семейства, инициативу взял в свои руки Алексей.
Еще лет 5 назад сам бы не поверил, если бы кто-то мне сказал, что у меня будет свой ресторан.
Я же технарь по образованию. После получения диплома Политеха специалистом по вычислительным машинам начал трудиться в сфере IT-технологий, занимался автоматизацией бухучета. И даже сделал карьеру на этом поприще. К 2012 году я уже был IT-директором одной крупной воронежской компании.
Поводом для кардинальных перемен послужили небольшие разногласия с генеральным директором. Тогда я понял, что быть наемным работником и заниматься автоматизацией мне надоело. И ушел.
Сначала я отдыхал. Просто отдыхал и семьей занимался. Для того, чтобы понять, что делать дальше, мне нужно было время.
Побездельничав некоторое время, я пришел к выводу, что работать на «дядю» я больше не хочу и нужно открывать собственное дело. Причем в какой-нибудь другой, малоизвестной мне отрасли.
До этого момента я уже пробовал себя в бизнесе. У меня был и компьютерный клуб, и сеть DVD-салонов. Но желание сделать карьеру на профессиональном поприще в то время пересилило тягу к коммерции.
К счастью, пробелы в знаниях по экономике я ликвидировал заранее. Практически сразу после получения первого высшего образования поступил в тот же политех на экономический факультет.
Так что, когда я приступил в 2012 году к анализу рынка, в экономическом плане уже был подкован. Я выяснил, какие услуги востребованы, и рассматривал множество вариантов. А когда стал изучать рынок доставки, мне это показалось очень интересным. Я остановил свой выбор именно на этом направлении.
Мы выбрали схему работы по франшизе. По всей России мы были в первой пятерке (а может, и в тройке) тех, кто остановил свой выбор на неизвестном в Воронеже «Фарфоре». Но мне очень понравился их инновационный подход к делу. И сама система запуска предприятия была очень интересной.
Родина «Фарфора» - Уфа. Проработав около года, проект доказал свою состоятельность. Весной 2012 года возник первый филиал в Курске. Летом 2012 открылись филиалы в Пензе и Кемерово.
Для начала я съездил в центральный офис в Уфу. После этого посмотрел несколько филиалов в работе и проникся этой идеей. Понял, что ничего архисложного в этом деле нет. Тем более, есть хорошая поддержка центра. И на самом деле, главное, что требуется – хорошие организаторские способности. Все остальное предоставлял центральный офис: техкарты, готовые решения и т.д.
Мой первый руководитель, отличный управленец, говорил: «Неважно, чем ты занимаешься. Если ты понимаешь основы ведения бизнеса и всех бизнес-процессов, принципиальной разницы в сфере деятельности нет». И я с ним полностью согласен. Да, есть какие-то нюансы, но их можно изучить.
В общем, решили попробовать, и в мае 2012 года подписали пакет необходимых документов.
С момента подписания бумаг до момента открытия предприятия прошло около 3 месяцев. За это время мы смогли найти подходящее помещение и подобрали персонал. А как только все было готово, владельцы франшизы прислали группу запуска.
Со своими поварами, управленцами и прочим ребята буквально за месяц поставили бизнес с нуля и передали весь необходимый опыт нашим сотрудникам. Нам оставалось только поддерживать все на должном уровне, используя только те материалы и стандарты, которые они предоставили.
И все заработало как часы.
Потратиться для этого, конечно, тоже пришлось. На тот момент у нас были кое-какие сбережения, но автомобиль продать все равно пришлось. В общей сложности потратили около двух миллионов рублей.
Проблемы, конечно, были. Труднее всего оказалось найти подходящее помещение, чтобы оно было удачно логистически. Все мы знаем, что в Воронеже транспортная система не очень. А для службы доставки оперативность – один из самых главных критериев. Искали 2 месяца.
Следующая проблема – персонал. Людей искали сами. Текучка большая была. В этот процесс владельцы франшизы не вмешивались, поэтому учились на своих ошибках. Но к сентябрю-октябрю 2012 года получилось подобрать подходящий персонал. Многие из них до сих пор работают с нами и стали костяком компании.
То, как мы продвигались на рынке, – коммерческая информация. Не хотелось бы раскрывать некоторые секреты. Скажу кратко: была определенная маркетинговая программа. И практика показала, что программа оказалось успешной.
Рынок был на то время высококонкурентным. Бренд никто не знал. Но, несмотря на это, нам удалось занять свою нишу. Я считаю – это показатель.
Ну и, кроме того, немаловажную роль сыграла наша клиентоориентированность. Ведь практика показывает, что мало привлечь клиента. Очень важно этого клиента удержать. Чтобы он оставался у тебя, а не убежал к соседу.
В этом ключе политику нашей компании можно выразить в одном слогане: все для клиента.
Все спорные ситуации (а такие возникают, к сожалению, у всех) мы стараемся разрешать таким образом, чтобы клиент оставался максимально довольным.
Возможно, сначала мы с Еленой воспринимали эти перемены в нашей жизни, как временное увлечение. Но дело затянуло и стало приносить прибыль.
Я считаю, что с выбором мы угадали на все 100. Одно то, что в 2012 году у «Фарфора» было только 3 филиала, а сейчас их уже 37 по всей России, говорит о многом.
В жизни, наверное, у каждого руководителя наступает такой момент, когда хорошо отлаженный бизнес начинает работать самостоятельно и не требует постоянного вмешательства.
В 2014 году этот переломный момент наступил и у меня. К тому времени служба доставки стала самодостаточной. Была выстроена эффективная схема управления, уже с менеджментом. И я, предоставив большинство полномочий управляющему, вплотную занялся проектом ресторана.
К тому же у супруги появилась возможность на практике применить свои знания в области экономики. До этого времени она больше была сосредоточена на воспитании детей. А теперь мы стали вести дела вместе, и наш бизнес можно было смело назвать семейным. Я сосредоточился на управленческих функциях, а Елена на финансах.
К 2014 году у «Фарфора», помимо множества филиалов службы доставки, стали появляться свои рестораны и кафе.
Опыт работы с этой франшизой нам очень понравился. Доставка оказалась успешным проектом, и мы решили, что нужно развиваться дальше.
Мы решили, что ресторан – это как раз то, что нужно. Кроме прибыли, этот проект должен был еще и поддержать имидж бренда «Фарфор».
Примерно такой же, как и при открытии службы доставки. Но проходило все гораздо дольше. Опять пришлось покататься по России. Рестораны на тот момент были только в Уфе и Пензе, так что в этом смысле мы опять оказались в тройке лидеров.
Подписав все документы, мы начали проектировать ресторан с чистого листа. Несмотря на тот опыт, что мы получили, работая с доставкой, попотеть пришлось изрядно.
Один только проект разрабатывался порядка трех месяцев. Я имею в виду дизайн-проект, коммуникации, оборудование, концепция продвижения.
У нас получилось, на мой взгляд, очень интересно.
Все три существующих ресторана этой франшизы разные. Есть классический ресторан в строгом стиле. Есть уютный лаундж. А мы решили создать тайскую деревню.
Эта идея возникла в период поиска места для ресторана. В самом начале этого проекта, когда мы только начинали рассматривать различные варианты, познакомились с Александром Лисовым, владельцем Тайской Спа-деревни «Баунти», и подумали, что совместный проект будет очень интересен и выгоден обеим сторонам. А в «Петровском пассаже» как раз находится Спа-деревня.
Реализация этого проекта нам очень понравилась. Мы решили ее продолжить в концепции ресторана и создать место спокойного отдыха в этом же стиле. Ведь многие проводимые ритуалы Спа очень органично бы дополнили экзотические блюда нашего ресторана.
С осени 2014 года мы думали над самой идеей. Постоянно общались с коллегами и владельцами франшизы, рассматривали различные варианты. А потом, когда уже окончательно утвердили концепцию, нашли в Воронеже дизайнера, необходимых технических специалистов и приступили к реализации. Строиться начали с февраля 2015 года, и к лету уже все было готово.
Естественно, на этом рынке, как и на любом другом, она есть. Но в большинстве случаев конкуренция здоровая. Никто ни с кем не воюет.
В этом плане мне очень нравится подход Уфы. Когда их команда приехала за месяц до запуска ресторана, они уже знали, что в «Петровском пассаже» есть три заведения. Но их политика весьма проста: зачем становиться конкурентами, если можно стать друзьями и создавать среду отдыха вместе. Ведь каждый посетитель «Петровского пассажа» может найти себе заведение, соответствующее всем его предпочтениям.
Кода ресторан создается как уникальный проект, непохожий ни на что другое, о конкуренции речь не идет. И в этом случае успех практически гарантирован.
Но даже если вдруг и возникнут какие-то конфликты с конкурентами, я уверен, мы с достоинством сможем выйти из любой сложной ситуации и в обиду себя никому не дадим.
Трудности нас только закаляют, и выживают как раз те, кто может все эти трудности преодолеть.
Да, кризис – не самая приятная штука. Но он ведь уже не первый! Я говорил о том, что трудности нас закаляют. И на ошибках, которые мы допускали в прошлом, мы учимся. Выбрав это непростое время для старта проекта, мы знали, на что идем. Просто нужно быть собраннее и более внимательно подходить к организации всех бизнес-процессов на предприятии. Необходимо сокращать свои издержки и становиться более конкурентоспособными.
Когда все хорошо, не видно пустых затрат. А когда видишь, что прибыль падает от месяца к месяцу в разы, начинаешь задумываться. Значит, что-то делаешь не так.
Один из моих партнеров сказал хорошую фразу: «Когда все хорошо – глаз замыливается». Я с ним полностью согласен. Когда в тяжелые времена пытаешься ужаться, разобраться в проблеме, ты автоматом сильнее вникаешь в суть своего бизнеса. И это делает компанию только сильнее.
Понятно, что есть объективные причины. Например, рост курса валют, к которому привязаны практически все продукты, которые мы закупаем. Это неизбежные риски. Но есть и другие затраты, которые можно и не увидеть на фоне общей выручки.
Мы использовали все возможные способы. Рекомендации знакомых – лучшая реклама. На это мы рассчитываем больше всего. Но все-таки любой выход на рынок должен быть сбалансированным. Нельзя рассчитывать, например, только на соцсети. Аудитория должна прежде всего увидеть и заинтересоваться тем, что же такое «Фарфор». В соцсетях так не получится. Иногда вы просто идете по улице, видите баннер, и что-то в памяти откладывается. А вечером или в обед уже возникает мысль позвонить нам и что-нибудь заказать.
Любое продвижение должно быть комплексным. Нельзя зацикливаться на чем-то одном.
Для меня самое важное – найти баланс. Нет смысла зарабатывать миллионы, если у тебя нет времени их тратить. Если грамотно планировать свое время, то доходы от бизнеса будут приносить реальное удовольствие.
Если говорить об увлечениях, то я очень люблю внедорожный спорт. Трофи – это мое! Я очень люблю выехать на природу, помесить грязь, чуть-чуть потонуть в болоте.
Ну и, естественно семья. Я стараюсь больше времени проводить с женой и детьми. После того, как супруга прониклась моим увлечением, это стало намного проще. Речка, шашлык, палатки, природа – это круто!
Самое главное – это открытость. Как в бизнесе, так и в отношениях с людьми и в семье. Если у вас все чисто и прозрачно, вы ни от кого ничего не скрываете, то не будет проблем ни с персоналом, ни с деловыми партнерами, ни с любимым человеком.
А если пытаться юлить и выгадывать, то успешный бизнес, как и любые отношения, построить проблематично.
Материал подготовлен для портала улучшения делового климата в Воронежском регионе ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ