Недавние торги на право установки рекламных конструкции были организованы таким образом, что большая часть лотов досталась воронежским компаниям. Таким образом областные и городские власти отчасти «компенсировали» местному бизнесу результаты предыдущих торгов, после которых заметно увеличили свою долю на рынке федеральные и иногородние операторы.
О схеме размещения рекламных конструкций в Воронеже говорили примерно столько же, сколько о генеральном плане города – полтора десятилетия. Генплан, как известно, городская дума приняла в 2008 году. Но, по словам специалистов, особой пользы он пока не принес – в том числе из-за кризиса: выведение промышленных предприятий из жилых дом замедлилось, если не остановилось вовсе, а зеленые зоны по-прежнему пользовались повышенным вниманием строительных компаний. Каждый раз проблемы с излишней активностью строителей решаются в режиме ручного управления, чаще всего – лично губернатором.
Со схемой рекламных конструкций оказалось еще сложнее. Собственно, до недавнего времени никто, включая воронежскую мэрию, не знал, сколько в городе, например, конструкций для билбордов или рекламы на жилых домах. Несколько лет назад, еще при мэре Сергее Колиухе, опять же в режиме ручного управления, после вмешательства губернатора Гордеева были ликвидированы рекламные растяжки с опор электротранспорта на проспекте Революции. Это было нетрудно – электротранспорт все еще муниципальный, и опоры линий стоят на муниципальной земле, которой распоряжается областной Департамент имущественных и земельных отношений. После этой меры «главная» улица города стала выглядеть гораздо лучше.
Только в текущем году в этом вопросе стала постепенно наступать ясность. В январе мэр Александр Гусев утвердил схему размещения рекламных конструкций на центральных улицах. Как посчитали в горадминистрации, на 49 улицах Воронежа было установлено 1768 отдельно стоящих рекламоносителей различных видов: щитов три на шесть метров, светодиодных видеоэкранов, сити-форматов, а пилларах, тумбах и рекламных поверхностях на остановках. По утвержденной схеме, их должно было остаться примерно на треть меньше - 1204. В мэрии заверили, что схема соответствует требованиям ФЗ «О рекламе» и прошла ряд согласований, в том числе с ДИЗО, областным департаментом культуры и архивного дела. Необходимость уменьшить количество рекламных носителей объяснялась эстетическими соображениями – они не должны загораживать исторические и архитектурные памятники.
Максим Увайдов
Руководитель ДИЗО
Нормами действующего законодательства о рекламе установлено, что органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают схемы размещения рекламных конструкций и только после этого осуществляются мероприятия по организации и проведению торгов – исключительно в отношении рекламных конструкций, указанных в схемах. В отношении нормативной базы – да, мы сейчас с уверенностью можем сказать, что в настоящее время департаментом разработаны и приняты все необходимые нормативно-правовые акты, регулирующие рекламную деятельность не только на территории Воронежа, но и на территории Воронежской области в целом.
Дальнейшие изыскания выявили на территории города около полутора тысяч рекламных конструкций, установленных несанкционированно либо таких срок действия разрешений на установку которых истек. В марте Алексей Гордеев дал поручение в короткие сроки провести демонтаж несанкционированно установленных рекламных конструкций. Александр Гусев пообещал сделать это за четыре месяца, т.е. примерно к настоящему времени.
Следующим шагом стало проведение серии масштабных торгов на право размещения рекламных конструкций. Первые торги прошли в апреле. Тогда при суммарной начальной цене 187,5 млн руб. договоры на размещение 660 конструкций были заключены на 260,57 млн руб. По результатам аукциона большую часть площадей (более 85%) получили федеральные операторы. Президент воронежской Ассоциации наружной рекламы Игорь Комаров назвал итоги торгов «максимальным переделом рынка» из-за слишком выскоих начальных цен, которые могут «потянуть» только очень крупные компании, т.е. те же федеральные операторы. «Окупить такие затраты на конструкции просто невозможно», - заявил Игорь Комаров.
Таким образом, федеральные операторы, такие как Gallery, ООО «АПР-Сити/ТВД», ООО РГ «Дрим» получили около 40% рынка наружной рекламы. Местные, но тоже достаточно крупные операторы представлены на рынке рекламных конструкций ООО «Мегасайн», ООО «Новая Реальность», ИП Пометов П.Ю. и рядом других. Их доля на воронежском рынке составляет около 30%. Оставшаяся часть (около 30%) представлена мелкими и средними операторами и так называемым «потребительским рынком». Кстати Федеральная антимонопольная служба настаивает на квотировании 30% рекламного рынка мелкому и среднему бизнесу. И, хотя закон о рекламе не предусмотрены никакие преференции и особые условия предоставления мест для установки рекламных конструкций отдельным категориям участников рекламного рынка, областные и городские власти были готовы, по словам Увайдова, как минимум обсуждать этот вопрос. И, как показали недавние торги, действительно предприняли шаги навстречу местному бизнесу.
Следующая серия аукционов состоялась в конце мая, еще одна - в конце июня. В мае прошли открытые аукционы по 56 лотам (140 конструкций). При общей начальной цене в 35 млн руб. в результате торгов удалось выручить 54 млн руб. 24 конструкции за 9,49 млн руб. приобрело ООО «Мегасайн», 23 — московской Gallery, 21 — ООО «Стрит Вижн». 19 рекламных щитов и лайтпостеров за 6,77 млн руб. получило ООО «Конкорд», 11 — ООО «АПР-Сити/ТВД» десять — ИП Клевцова шесть — ЗАО РА «Спартак» (и один - ООО «Платинум Медиа».
Часть конструкций приобрели компании, не занимающиеся рекламным бизнесом: ООО «Топливная компания» (девять щитов), ООО «Союз 17», ООО «Галерея-Медиа», фактически подразделение «Галереи Чижова (три щита и лайтпостер.), ООО «Сантехническая компания АКИ» (два щита) и один купил ООО «Ломбард Золотой рай».
Третью серию торгов Фонд госимущества провел в конце июня. Были выставлены 33 лота (91 конструкция). Начальная цена составила около 21 млн руб., по результатам выручка составила 26,9 млн руб. На этот раз права на размещение более двух третей конструкций достались воронежским компаниям. Успех местных компаний объясняется невысокими ценами - цена лотов не превышала 3 млн рублей.
Так, 24 лайтпостеров разместит ООО «Реальное время», семь щитовых установок 3х6 — ИП Пикалов, еще пять щитов и один видеоэкран разместит ООО «Мегасайн», три — ООО «Галерея-медиа». Два своих видеоэкрана выкупило агентство «Пальмира». Еще 19 конструкций приобрели компании, не имеющие отношения к рекламному бизнесу, в том числе мебельные компании, подконтрольные депутату облдумы Николаю Послухаеву, и правовая группа, совладельцем которой является воронежский адвокат Сергей Бородин. Федеральным Gallery и Russ Outdoor досталось соответственно 13 и два щита, еще девять щитов - компании Dream. Новым крупным игроком на воронежском рынке стало питерская рекламная корпорация «Руан».
Всеволод Горюнов
Директор ООО «Реальное время»
Торги прошли совершенно свободно и рыночно. Лоты, на мой взгляд были слишком велики, но это не является заградительной мерой для малого бизнеса. При желании воронежские рекламщики могли объединиться и выкупить их сообща. Другое дело – цены на рекламные конструкции, на мой взгляд, неоправданно высоки. Поэтому, в частности наша компания переходит на небольшие форматы, которые могу себя окупить. Федеральные операторы же работают с международными компаниями, которые могут себе позволить себе высокие цены. Во-первых, они имеют доступ к дешевым кредитам, во-вторых, убытки на уровне Воронеже, если затраты на рекламу себя не оправдают, для мирового автоконцерна или производителя электроники не слишком болезненны.
Эксперты полагают, что от передела рынка пострадают воронежские небольшие фирмы-рекламодатели, которые использовали «наружку» как относительно недорогой и достаточно эффективный способ привлечения покупателей и клиентов. Так, до недавнего времени можно было забронировать поверхность на автомагистралях вблизи магазина в своем районе за 10-12тыс. руб. в месяц. Теперь же, исходя из стоимости выигранных лотов, чтоб окупить свои вложения за 3-4 года (это чуть меньше срока действия большинства договоров по результатам прошедших аукционов) рекламным операторам придется поднять цены минимум до 20 тыс. в месяц за поверхность. А это уже довольно накладно для местного малого бизнеса.
Всего, по прогнозам ДИЗО, на продаже прав на установку рекламных конструкций казна заработает в текущем году от 450 до 500 млн. рублей. Правда, в следующий раз рекламные деньги поступят в бюджет несколько – договоры с победителями нынешних торгов заключаются на срок от трех до пяти лет.
И следует отметить, что работа по упорядочиванию наружной рекламы в Воронеже только начата. По оценкам чиновников, на второстепенных улицах схема размещения конструкций и их легализация будут завершены через четрые-пять лет.
Текст: Леонида Диденко