Электронные полисы ОСАГО стали более популярны. На сегодняшний день число электронных полисов (Е-полисов), оформленных российскими автовладельцами, превысило 200 тысяч единиц.
Напомним, сам Е-полис не предполагает типографского бланка – достаточно распечатать электронную версию документа, направленного страховой компанией по электронной почте и возить его с собой. Сотрудники ГИБДД могут удостовериться в том, что автовладелец действительно застрахован, запросив информацию из базы АИС РСА.
В среднем сегодня оформляется почти 600 Е-полисов в сутки. Заключить договор ОСАГО в электронном виде можно на сайтах страховых компаний, предоставляющих эту услугу. Список компаний – членов РСА, осуществляющих оформление электронных полисов ОСАГО, опубликован на сайте союза. На сегодняшний день это 14 страховых компаний.
Как считают специалисты, рост продаж Е-полиса обусловлен как удобством приобретения (автовладельцу не нужно ехать в офис компании), так и ростом доверия граждан к системе покупки полиса через интернет. Кроме того, покупка полиса ОСАГО на сайте страховой компании – это защита от приобретения фальшивого документа.
К страховке можно «охладеть»
Строго говоря, это не новость. Еще в октябре 2015 года у российских автовладельцев появилась возможность в пятидневный срок отказаться от добровольной дополнительной страховки, проданной им при оформлении полиса ОСАГО - и вернуть свои деньги. Новость же в том, что, введенная несколько месяцев назад, мера уже себя оправдала: число жалоб на навязывание страховыми компаниями допуслуг значительно снизилось.
И, как показала практика, пяти дней человеку оказывается достаточно, чтобы определиться, нужна ли ему дополнительная страховка или для него лучше все же вернуть свои деньги. Если бы был установлен больший срок, то неизбежна была бы активизация разного рода мошенников.
«Период охлаждения» - те самые 5 дней - действуют для договоров со сроком действия не менее 30 календарных дней. Расторгнуть же договор добровольного страхования можно, если по нему не происходило страховых случаев.
Платить по ОСАГО стали больше
Средняя выплата по ОСАГО в России повысилась на 50%, и составляет свыше 60 тыс. руб. Также отмечается рост числа заключаемых договоров ОСАГО.
Раньше, согласно статистике, было зафиксировано незначительное снижение числа заключаемых договоров, но связано оно было в первую очередь с изменениями в статистическом учете – на прицепы перестали выдавать отдельные полисы, что и сказалось на данных отчетности. Не подтвердились и опасения некоторых экспертов, что «ОСАГО уходит в тень», и что россияне стали чаще покупать поддельные полисы.
Запчасти стали цениться больше
Недавно были актуализированы справочники средней стоимости запчастей, материалов и нормочаса работ в ОСАГО. По итогам этой работы цены на запчасти в справочниках выросли на 4-5 %. В единой методике оценки ущерба по ОСАГО, начавшей действовать в декабре 2014 года, прописана стоимость запчастей, материалов и нормочасов работ. Принята она была для того, чтобы минимизировать спорные ситуации, когда страховщики могли занижать выплаты при ДТП, а автовладельцы, напротив, завышать, прибегая к помощи сторонних экспертов.
Если раньше расчеты разных экспертов могли отличаться в несколько раз, сейчас подобного почти не встречается. Цены на ремонт установлены среднерыночные, и индексируются РСА в зависимости от инфляции.
На вопрос сайта журнала «За рулем» об отношении к единой методике оценки ущерба по ОСАГО, 55% респондентов ответили, что «пока с этим не столкнулись», а 41% считают нововведение положительным. За обновление ценовых справочников раз в год проголосовали 25% наших читателей, 22% выбрали вариант «раз в полгода», 22% — после каждого скачка инфляции, и 21% считают, что это следует делать ежемесячно.
Жаловаться на «скидку по ОСАГО» стали реже
Эксперты фиксируют резкое сокращение числа жалоб на применение коэффициента "бонус-малус". Это связано с тем, что была введена своего рода система "амнистии", при которой автовладелец в упрощенном порядке может восстановить свой КБМ.
За счет того, что многие автовладельцы воспользовались ею, более чем у 70 % автовладельцев есть скидка за безаварийное вождение, что на несколько пунктов больше, чем в прошлом году. Сегодня, как правило, обращения и жалобы по КБМ носят технический характер - они касаются просьб пересмотреть КБМ, и в течение 5 дней этот вопрос решается по установленной упрощенной системе.