Напомним, что сегодня, 24 ноября, глава российского правительства Дмитрий Медведев объявил о том, что суммы штрафов за наиболее опасные нарушения правил дорожного движения могут быть многократно увеличены.
В частности, к таковым нарушениям относится управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, выезд на полосу встречного движения, езда на красный свет, превышение скорости и так далее. Предполагается, что в Москве и Санкт-Петербурге сумма штрафа за подобные нарушения может достигнуть полумиллиона рублей, а в провинции – 250 тысяч рублей.
Однако предложение премьер-министра вызвало весьма неоднозначную оценку юристов и экспертов. По мнению некоторых, увеличение штрафов за подобные нарушения может привести и к росту коррупционной составляющей. По мнению руководителя группы юристов компании "Автоадвокат" Ольги Ивицкой, увеличение штрафов вряд ли станет слишком эффективной мерой для воздействия на нарушителей и существенного улучшение в ситуации на российских дорогах не вызовет – но, вероятнее всего, приведет к росту коррупции в рядах сотрудников ГИБДД. Кроме того, у юриста вызвали некоторые сомнения сам механизм начисления суммы штрафа. По мнению Ивицкой, размер штрафа необходимо дифференцировать, поскольку для одних заплатить такую сумму не будет проблемой, другим же автомобилистам будет весьма непросто найти столь огромную сумму денег. Кроме того, юрист напомнила о статье российской конституции, которая гарантирует равенство граждан вне зависимости от места их проживания. В этом случае, разница в штрафах, оговоренных для столичных жителей и провинциальных, ставит их в неравное положение. Подобная ситуация вряд ли будет воспринята положительно сообществом юристов и вынудит обжаловать в суде подобное положение как противоречащее Конституции.
По мнению руководителя сообщества «Синие ведерки» Петра Шкуматова, на нарушителей должна воздействовать не строгость наказания, а принцип его неотвратимости. А с этим как раз, по словам Шкуматова, в нашей стране существуют большие проблемы. Он напомнил, что сейчас наказанию подвергается лишь один из двухсот нарушителей, поэтому такая мера как увеличение штрафов кардинально не изменит ситуацию на дорогах. Также по мнению руководителя «Синих ведерок», на законодательном уровне необходимо четко оговорить, что считать легкой степенью опьянения, что - средней, а что – тяжелой. По словам Шкуматова, нет никакой необходимости наказывать всех без исключения водителей, застигнутых за ездой в нетрезвом виде, поскольку такая система приведет лишь к росту взяточничества среди сотрудников ГИБДД. К тому же сейчас среди «пьяниц» легко может оказаться автомобилист абсолютно трезвый и непьющий, поскольку существует закон о «нулевой» норме промилле.
По мнению управляющего партнера юридического бюра «Аксенов и партнеры» Игоря Кельмена, увеличение штрафных санкций будет неэффективной мерой, поскольку коррупционная составляющая в деятельности ГИБДД никуда не исчезла. По мнению юриста, взятки за подобные нарушения вырастут, однако никаких существенных перемен к лучшему в ситуации на дорогах не произойдет. Кельмен также напомнил, что подобная практика уже была в нашей истории – в законодательстве страны существовала норма об уголовном наказании в случае повторного управления автомобилем в нетрезвом виде. Однако в 1992 году ее ликвидировали по причине неэффективности и роста коррупции среди сотрудников госавтоинспекции. Однако юрист положительно оценил социальную мотивацию подобного предложения об увеличении штрафов. В условиях, когда в СМИ ежедневно проходят тысячи сообщений о гибели людей на дорогах, идея об увеличении штрафов и ужесточении наказания будет хорошо принято населением страны.