Николай Викторович уже давно подумывал о покупке автомобиля, да руки все как-то не доходили: то на строительной площадке, то в офисе заказчика, то в банке, то на завод к поставщикам. Времени сесть, спокойно подумать, какую марку, какую модель выбрать, хронически не хватало. Каждый раз все откладывал на потом. Проблема решилась, как это обычно и бывает, внезапно и «по случаю». Проезжали с сыном мимо автосалона фирмы «АвтоМикс», вовремя вспомнили, решили заскочить, посмотреть, что выбрать можно. Глянулся дизельный (2,2) практичного белого цвета «Opel Antara». 22 мая 2013 года заключил договор купли-продажи, через неделю уже колесил на новеньком кроссовере по городским улицам, областным дорогам, за пределы области на объекты катался.
Все шло просто замечательно. Полтора года водительского счастья. Закончилось оно, по словам владельца автомобиля — Николая Калинина, тривиальной течью масла: «Покупал когда, танцевал, а в конце ноября 14-го года ни с того, ни с сего масло ушло. Я спокоен — машина на гарантии. Поехал в их сервисный центр. Там масло заменили, чтоб поддоны снять, полмашины разобрали. Справились, и слава Богу. Пару с половиной месяцев покатался и снова к ним поехал. Не сам, сам-то уже не смог. Они даже эвакуатор прислали. Утром встал, на работу собрался, заводить, а в ответ тишина. Там продиагностировали, сказали, что провода питания повреждены. Заменили. Через две недели после этого стартер накрылся. И еще две недели ждал, когда привезут, поставят».
Так прошел февраль. В марте все было спокойно. Зато в апреле Николай Калинин был вынужден кататься в сервисный центр, тогда подумал, что как на работу: 9-го, 14-го, 15-го и дважды 27-го. Сначала опять ушло масло, потом отказал парктроник. Мастера затылок почесали, сказали — менять надо. Заменили. Поехал в Старый Оскол, по дороге загорелся чек. Решил, что с движком лучше не шутить, позвонил в мастерскую, там сказали, дескать, бывает, попробуй постоять немного, потом потихонечку езжай. Вот так «потихонечку» с остановками, потому как чек таки периодически все же загорался, Николай Викторович до места назначения и доехал. На обратном пути к периодическим остановка из-за постоянно загорающегося чека добавилось еще и то, что двигатель стал явно терять мощность. Посмотрели. Сказали, что надо менять топливную форсунку на 1-м цилиндре. Заменили. Домой отправился, но... не доехал: снова чек загорелся.
История с загоревшимся чеком повторилась потом в мае, чуть менее, чем через месяц. Сняли — поставили топливную форсунку. Помахали ветошкой в дорогу (может даже прослезились, но сие достоверно не известно) - «езжай сердешный». Николай Викторович домой снова не доехал. В горку подниматься, машина мощность теряет и дымит, что твой Камаз. Понятное дело, что на следующий день «Opel Antara» снова отправился в сервис. И вот тут-то Николай Калинин понял, что если ему в апреле показалось, что он «катался в мастерскую, как на работу», то это все по наивности. Через день поехал «навестить» своего многострадального Опеля и узнал, что надо менять форсунки, да не одну, а сразу несколько, но... запчастей нет, надо ждать, пока привезут. Когда? Может сегодня, может завтра... и для убедительности пожать плечами так.
Приехал через день. Картина та же: Опель сиротливо стоит без форсунок, мастера занимаются своими делами. На вопрос — когда же? - снова услышал «сегодня, завтра». Месяц ездил вот теперь уже точно «как на работу», наблюдал одну и ту же картину и слушал камлание мастеров на загадочное «сегоднязавтра». Хорошо хоть не сопровождали, как по всем канонам шаманства полагается, «протяжными звуками и ударами в бубен». Может потому только, что бубна, как и форсунок, тоже не было. Когда терпение бедолаги-автолишенца иссякло, он затребовал встречи с начальством.
Проку от счастья созерцать пришедшего и общения с ним было ровно столько же, сколько от переговоров с автомеханиками. Нет запчастей и все тут. Выход виделся только один. Быть счастливым владельцем недвижимости на колесах Николай Калинин решительно не хотел, а по сему отправился в ООО «АвтоМикс» и оформил претензию, просил «либо заменить автомобиль, либо расторгнуть договор купли-продажи». И вот ведь парадокс какой приключился! Уже на следующий день он забирал свой простоявший месяц с лишним без движения автомобиль вместе с новыми «топливными форсунками 2-го, 3-го и 4-го цилиндров», уже установленными там, где им и надлежало быть.
Фирма ответ на претензию дала. Все чин по чину, в десятидневный срок уложилась. Только удовлетворить требования отказалась, «неисправности ваши», сказала, «к существенным не относятся», и вообще сами виноваты: не так рулите, не по тем дорогам ездите, неправильно с хорошей машиной обращаетесь. Николай Викторович — человек вполне себе миролюбивый, скорее всего мог и согласиться с «несущественностью» и «неправильностью обращения», если бы уже через пару недель ему вновь не пришлось ехать по ставшему уже почти родным адресу, поскольку ко всем прочим неприятностям добавился еще и запах выхлопных газов. Правда, очередное обращение в сервисный центр толку никакого не дало. Работникам центра объяснить - «с какого перепугу» происходит все, что происходит — ни себе, ни горемычному владельцу так и не удалось. Зато независимый эксперт, к которому обратился Николай Калинин, легко и быстро все разложил по полочкам. Это, сказал он, у тебя герметичность турбокомпрессора нарушена, вот и гонит он под капот и дальше в салон выхлопные газы. И тут же успокоил: с нарушением правил эксплуатации это никак не связано, и есть ничто иное, как производственный дефект.
При таких дефективно-производственных раскладах, понял Николай Викторович, он просто обречен бесконечно ошиваться около сервисного центра. И по боку работа, зарплата, достаток семьи. Впрочем, подумал он, есть ведь и еще один вариант: разрешить проблему в судебном порядке. Отправился для начала в адвокатскую контору, заручился поддержкой ее специалистов и отнес исковое заявление в суд.
«Законодательство о защите прав потребителя детально регламентирует права потребителя и обязанности продавца в случае выявления в товаре недостатков. При чем, абсолютно не важно, идет ли речь об автомобиле или мясорубке. Продавец, в том числе и осуществляющий гарантийное обслуживание проданного товара, несет ответственность за некачественный товар за исключением случаев, когда поломки вызваны самим потребителем. Поэтому свои права можно и нужно защищать. К сожалению, далеко не у всех хватает сил и терпения, чтобы пройти от начала до конца эту процедуру, на что и рассчитывают порой недобросовестные продавцы. Тем не менее, следует знать, что закон предоставляет выигравшей стороне право требовать с проигравшей компенсации понесенных расходов, включая оплату услуг представителя или адвоката, эксперта и т.д.».
Собственно, так все и произошло. Суд иск рассмотрел, показания эксперта выслушал. Тот еще добавил, что эксплуатировать такой автомобиль нельзя ни при каких обстоятельствах, потому как природе - вред, а для того, кто в салоне - риск надышаться, отравиться или даже сгореть. Добавил, правда, что устранить дефект можно, только обойдется это по деньгам - тысяч 270 рублей, не меньше, по времени — пара месяцев ожидания запасных частей из Европы, плюс 4 рабочих смены по 8 часов.
Судья, в свою очередь рассудил, что доводам эксперта, а вслед за ним и адвоката, представлявшего в суде интересы покупателя негодной машины, не доверять у него оснований нет. И решил, что ООО «АвтоМикс» обязано авто забрать, деньги в полном объеме вернуть. А сверх этой суммы заплатить Николаю Викторовичу еще и неустойку, штраф, компенсировать моральный вред и расходы по уплате государственной пошлины. В общей сложности - 2 269 260 рублей.
Решение суда уже вступило в силу, правда, ООО «АвтоМикс» исполнять его не торопится. Понять компанию, по-человечески, конечно, можно. Кто ж по доброй воле с такой-то суммой готов вот взять и расстаться?! И потом, мало ли по стране таких неисполненных судебных решений гуляет. На самом деле немало. Просчет с такой затяжкой (пока не потеряется или забудется) только в одном. В Воронеже практика монетизации фактов неисполнения судебных решений, принятых в пользу автовладельцев, есть. Возвращали. И автомобили новые, и штраф за просрочку 3 миллиона платили.
«Следует знать, что к взысканию может быть обращена стоимость товара, штраф в размере 50% от нее за отказ в добровольном исполнении требований закона, а также неустойка и компенсация морального вреда. Конечно, каждый случай индивидуален, но... дорогу осилит идущий».