Сегодня, 3 сентября, в городской Думе состоялись общественные обсуждения новой маршрутной сети, разработанной по заказу мэрии Воронежа «РосдорНИИ». Представитель подрядчика презентовал предлагаемую схему организации движения общественного транспорта, внедрить которую планируется в 2020 году, после чего все желающие смогли высказать свое мнение по поводу изменений.
Напомним, что в целях оптимизации маршрутной сети разработчики предложили
ликвидировать 29, изменить 33, сохранить 35 существующих направлений, и ввести семь новых. При этом исторически сложившиеся связи между районами будут по максимуму сохранены. В соответствии с проектом, автобусы должны быть поделены на магистральные и подвозящие. Помимо этого, концепция предусматривает увеличение числа автобусов большого класса и сокращение количества пересадок.
Начиная встречу, мэр Воронежа отметил, что власти будут собирать мнение горожан еще в течение двух-трех недель, также в этот период пройдет несколько встреч, посвященных новой маршрутной сети, с участием заинтересованных сторон. Предложения будут направлены разработчикам для внесения в проект корректировок.
После выступления представителя группы компаний «FTnet» Сергея Леонидова, который предложил ввести в Воронеже автоматизированную систему оплаты проезда с транспортными
картами, собравшиеся выслушали мнение горожан. Первым выступил представитель общественной организации «Город и транспорт» Виталий Иванищев.
– Лично я и многие воронежцы ожидали от маршрутной сети каких-то кардинальных перемен. Однако ничего нового мы не увидели. По сути это такая же сеть, как была, но другая, – заявил Виталий Иванищев. – Из одного района в другой мы должны приезжать без пересадки. Однако по факту часть связей рвется. Если сейчас мы можем за 17 рублей доехать из одной части города в другую, то потом на каких-то участках это будет стоить уже 46 рублей – 23 плюс 23.
Общественник считает, что внедрение маршрутной сети в представленном виде бессмысленно. По его имению, это необходимо делать одновременно с организацией транспортно-пересадочных узлов, введением выделенных полос и транспортных карт, «когда мы платим за поездку, а не за факт входа в автобус». Помимо этого, Виталий Иванищев сообщил о необходимости изменения философии подхода к городскому транспорту: заказчиком услуги должны быть не пассажиры, а мэрия. В этом случае перевозчик будет получать оплату за выполненную работу, а воронежцы – комфортный и безопасный общественный транспорт, подчеркнул активист.
Представитель инициативной группы воронежских перевозчиков Владимир Георгиевский поддержал идею Виталия Иванищева о том, что деньги пассажиров должны сначала аккумулироваться в городской администрации, а затем поступать перевозчикам. Это предусматривают так называемые брутто-контракты. В случае их заключения с компаниями система пассажирских перевозок станет прозрачной, считает воронежец.
Владимир Георгиевский озвучил четыре проблемы, «которые касаются каждого». Первая из них – это сокращение длины маршрутов и исключение возможности попасть из одного конца города в другой, не делая пересадок.
– Перевозчикам на самом деле такие пересадки могут принести большее количества денег, но никакие деньги не компенсируют того негатива, который получит город, перевозчики и администрации. Более того, если сейчас пассажир привык к тому, что подойдя к остановке, он может уехать на своем автобусе в течение пяти минут, то при пересадках в условиях новой сети негатив будет провоцировать еще и более длительное ожидание автобуса. Вывод – пока не внедрена транспортная карта с бесплатными пересадками и городскому транспорту не дан приоритет в движении, в том числе за счет выделенных полос, разрушать действующую маршрутную сеть, проверенную годами, нельзя, – заявил Владимир Георгиевский.
Вторым моментом стал выход на улицы 10-метровых «Лиазов» вместо 8-метровых ПАЗиков – автобусов с увеличенной длиной станет больше на несколько сотен, сообщил Владимир Георгиевский. Он считает, что это может вызвать рост ДТП, если все же выделенные полосы введены не будут. Еще один пункт выступления касался ввода автобусов большой вместимости – по мнению представителя перевозчиков, это может спровоцировать возникновение заторовых явлений на улицах и увеличить расходы на содержание подобного класса подвижного состава. Четвертый вопрос был посвящен комплексному подходу к изменениям.
– Сейчас мы рассматриваем маршрутную схему. Учтены здесь только автобусы и троллейбусы. В полном объеме не предложено ЛРТ. Но он сильно изменит экономику перевозок. Также не учтены дорожное покрытие, ширина дороги, дорожная разметка, светофоры и поворотные стрелки, остановочные пункты, которые забиты таксистами, – подытожил активист.
Высказать свое мнение пожелали еще два человека – представители микрорайонов Буденного и Таврово просили не ликвидировать маршруты №122 и №48. Начальник управления транспортного планирования и интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РосдорНИИ» Владимир Пащенко пообещал учесть эти пожелания. Он заявил, что с мнением общественности по одновременному введению транспортных карт и новой маршрутной сети согласен. И добавил, что разработчики учитывали в проекте легкорельсвый транспорт, а также
введение выделенных полос – их протяженность составит порядка 30 километров, они помогут пассажирам быстрее добираться из точки «А» в точку «Б».
– Повысить эффективность общественного транспорта невозможно без проработки создания выделенных полос. Это технически сложно, но можно сделать. Не понимаю, почему раньше это не удалось, говорят, что сложности с согласованием полос у надзорных органов, но над этим можно и нужно работать. Я считаю, что «выделенки» – там, где они технически возможны и целесообразны – надо вводить, но в этом процессе главное – их последующее администрирование. Нам придется всеми силами включаться в этот процесс, прорабатывать источники финансирования для установки камер фиксации нарушений, если не получится привлечь средства вышестоящего бюджета. Выделенные полосы позволят нам в конечном итоге упорядочить движение пассажирского транспорта, – подчеркнул мэр Вадим Кстенин.
Он также обратил внимание собравшихся на то, что рельсовый транспорт – это будущее, но пока отдаленное:
– Мы понимаем – даже если мы будем очень быстро бежать, то ЛРТ в Воронеже появится в любом случае не раньше, чем через 5 лет – это очень большой проект. А после 5-ти лет мы должны будем снова выставлять на торги маршруты общественного транспорта – предусмотрен такой срок контрактов. Сейчас привязывать маршрутную сеть к рельсовому транспорту нельзя, следующие 5 лет мы точно отработаем с той маршрутной сетью, которую мы все вместе будем обсуждать, совершенствовать и принимать. То, что сегодня представлено – это не догма, мы будем обязательно слышать людей и их замечания, вносить соответствующие коррективы, – сообщил Вадим Кстенин.
Глава города также прокомментировал информацию о введении брутто-контрактов:
– Решение по брутто-контрактам не принималось. Способ расчетов с перевозчиками – это сложнейшее, базовое решение, которое только предстоит принять. Последствия могут быть совершенно непрогнозируемые, поэтому мы будем очень взвешенно подходить к этому вопросу.