Горнолыжный комплекс «‎Донгор»‎ под Воронежем снова выставили на продажу

Остановка рухнула на легковушку в воронежском ЖК

Сильный ветер сорвал вывеску с магазина в Воронеже

Вероятно, сегодня вам предстоит некое соперничество. В целом, день неплох, хоть и будет наполнен определенными переживаниями

Суд в Кемеровской области поместил под стражу обвиняемых в убийстве лискинцев

Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Николай Саврун может покинуть пост главного прокурора Воронежской области

Неизвестные напали с ножом на экс-тренера воронежского «Факела» Вадима Евсеева

Температурные качели ждут воронежцев на рабочей неделе

Авторы

Сносить нельзя оставить: 7 авторитетных мнений о судьбе Театра оперы и балета

some alt text
На днях представители культурного сообщества повергли в шок население Воронежа – они заявили, что на месте старого Театра оперы и балета должен появиться новый. На удивление противников сноса здания, среди которых были и внезапно вспомнившие о том, что в городе, оказывается, есть такое учреждение, нашлись люди, поддержавшие смелую идею.
 
 
 
С чего все началось
 
 
Новость о возможном сносе театра появилась на сайте регионального департамента культуры 6 февраля.  В ней сообщалось, что участники расширенного заседания Общественного совета при департаменте «пришли к единодушному мнению» о том, что новое театральное здание необходимо «построить на прежнем месте». Речи о реконструкции театра, судя по пресс-релизу, не шло. Строительство здания на намывной территории в районе Петровской набережной, о чем в прошлом году говорил губернатор Александр Гусев, тоже не обсуждалось.
 
– Выступившие на заседании Общественного совета представители театрального сообщества и деятели культуры региона отметили, что приоритетным вариантом стало бы строительство нового здания театра оперы и балета на месте существующего, – сообщалось на сайте ведомства.
Фото с заседания, департамент культуры
 
Далее были приведены слова нескольких экспертов. Директор ТОБа Александр Арнаутов пожаловался на проблемы театра. Руководитель Камерного театра Михаил Бычков заявил, что у нового здания возможностей будет гораздо больше. Председатель Общественного совета Бронислав Табачников привел в пример Венскую оперу, которая перестраивалась три раза, оставаясь на прежнем месте.
– В ходе обсуждения участники встречи сошлись во мнении: в Воронеже целесообразно построить новое здание театра оперы и балета, оно должно появиться на месте существующего, сохранив при этом классический облик. Одобренный вариант предложено учесть при разработке проектно-сметной документации, – резюмировала пресс-служба департамента культуры.
 
 
Общественный резонанс 
 

Одним из первых на заявление о строительстве нового здания отреагировал воронежский краевед и историк Павел Попов. Он назвал решение о сносе театра позором для Воронежа, заявив, что Театр оперы и балета – «100-процентный объект культурного наследия, правда, официально не занесенный ни в один охранный список». Он посоветовал воронежцам обратиться в госорганы с просьбой признать ТОБ вновь выявленным объектом культурного наследия, и понадеялся, что «противники реставрации» хотя бы оставят нетронутыми фасад здания со входным портиком и эффектной колоннадой.

Следующими отреагировали представители движения «Город и транспорт». Они создали петицию против сноса Театра оперы и балеты, которая собрала более 4,5 тысяч подписей. Скандальную новость вот уже несколько дней обсуждают в социальных сетях. Не перестают писать на эту тему и СМИ. 
 

По всей видимости, резонанс от сказанного на заседании Общественного совета оказался для властей неожиданным – новость на сайте департамента культуры претерпела некоторые изменения (хотя исходник еще есть в Сети). Из текста исчезло всякое упоминание о «новом здании». Видимо, чтобы запутать горожан или отвлечь их от ассоциаций этого выражения со страшным словом «снос». 

Упор был сделан на то, что театр «должен сохранить классический стиль», при этом оставшись на старом месте. Понятное дело, что речь все равно идет о новом здании – не старой же постройке нужно сохранять свой стиль?.. 
 

Что говорят в Театре оперы и балета
 

Мы попытались связаться с руководителем Театра оперы и балета Александром Арнаутовым. Ведь кому, как не ему знать о проблемах учреждения лучше всех. На заседании Общественного совета именно он, судя по опубликованному департаментом культуры пресс-релизу, поддержал идею строительства нового здания на месте существующего. По его словам, в ТОБе не проводился капитальный ремонт с самого начала его существования – с 1961 года, репетиционных и гримерных помещений, площадей для монтажа декораций и их хранения не хватает. 
 

Получить более подробную информацию о проблемах учреждения культуры и о необходимости строительства нового здания ТОБа у Александра Арнаутова не удалось. В пресс-службе театра сослались на его загруженность и порекомендовали обратиться за разъяснением к главе Общественного совета Брониславу Табачникову.

– Комментарии по информации, появившейся в Интернете, дает Бронислав Яковлевич. Он уже объяснял, что ничего Общественный совет не решает. Это такая организация, которая принимает какие-то рекомендации. Никто не сказал, что театр будет снесен. Почему-то господин Попов так решил... К нам уже приходят зрители в кассу и говорят: «Почему вы на апрель репертуар вывесили? Вас же сносят!» Вы понимаете, такая истерия началась: услышали звон, не знают, где он. Удивителен порыв горожан, как они про театр вспомнили и с такой любовью говорят. Можете всех успокоить: ничего коллективу театра не угрожает, у нас прекрасные премьеры, запланированные на Год театра в России. Наша главная проблема – чтобы зрители как можно больше приходили к нам. Нужно ее решать, – сообщила специалист по связям с общественностью Театра оперы и балета Ольга Пепельникова. 
 

Интересно, что некоторые артисты театра, обсуждая скандальную новость в соцсетях, дали понять, что не согласны с мнением руководства, так как видят в здании ценность. 
– Несколько лет назад, лично ознакомившись с документацией, облазив театр сверху донизу и обсудив вопрос с реставраторами, работавшими в Питере с подобными объектами, я пришла к выводу: здание с изумительной акустикой, с историей, да еще и «лицо» города сохранить возможно при желании чиновников. Все остальное – подлость и низость по отношению к людям, здесь живущим и служащим, предательство по отношению к тем, кто служил на этой сцене. И наивысшей трусостью будет просто принять это как должное! – заявила солистка театра Людмила Солод.
Мы поинтересовались у экспертов, что они думают по поводу сложившейся ситуации и какой из выходов из нее –  реставрировать старое здание, сносить театр полностью или с сохранением фасада – будет наиболее оптимальным. В нашем опросе приняли участие супруги Иван Дикунов и Эльза Пак, работавшие над созданием аллегорических фигур муз для Театра оперы и балета в конце 80-х, краевед Ольга Рудева, бывший руководитель ТОБа Андрей Огиевский и другие известные люди.
 
 
Ольга Рудева, краевед, экскурсовод, председатель Общественного совета при департаменте архитектуры Воронежской области, зампредседателя совета воронежского отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры», создатель сообщества «Архдозор»:
 
 
 
– Общественных зданий в стиле сталинского ампира, а тем более театров, у нас в городе не прибавится никогда. И мне кажется ценным все – и фасад, и вестибюль, и гардероб, и лестницы, и кресла из карельской березы, набитые конским волосом. Ну а о физическом состоянии театра судить, конечно, должны специалисты. 
 
В Воронеже много жилых домов такого возраста и постарше. Я сама живу в доме, построенном в 30-е годы, выгоревшем в войну, стоявшем без крыши и потом восстановленном. Если бы в моей квартире не было ремонта лет 60, то там было бы не просто аварийное состояние, а непригодное для жилья. А аварийности не существует, существует только бесхозяйственность.
 
Конечно, мне было бы жалко, если бы Воронеж лишился здания Театра оперы и балета, и не только мне. Для воронежцев, которые сейчас только собираются родиться, когда они пойдут в театр, если мы сохраним его, он будет примерно, как фасад гостиницы «Бристоль» для нас. Это будет здание, которому 80 лет.

 
Дмитрий Колесников, заместитель руководителя театра драмы имени Кольцова:
 
 
 
–  То что, я скажу – это не мнение театра, а мое частное мнение. Я не специалист, не инженер, но считаю, что реконструкция ТОБу необходима. Пройдет ли она по примеру театра драмы, когда почти все внутренние стены были снесены, а внешние остались, или так, что полностью будет снесено здание, это могут решить только инженеры.
 
Мое глубокое убеждение, что при том состоянии, в котором сейчас находятся коммуникации Театра оперы и балета, вообще существовать невозможно. Планшет сцены не может выдержать тех декораций, которые могли бы быть, и которые приняты в Европе. Весь мир уходит от мягких декораций и переходит к жестким, оперным. Наш театр сделать этого не может, в результате – к нам на тот же Платоновский фестиваль не может приехать достойная опера или балет. Те штанкеты, которые там используются, это позапрошлый век. Это надо все снимать и переделывать.
 
Вы, наверное, согласитесь, что когда у вас телефон сломается и вам предложат его отремонтировать, либо взять новый телефон, нового поколения и нового образца, вы возьмете новый. 
 
Я считаю, что ничего страшного нет, даже если театр снесут. Страшно, если его сделают не в том ключе, в котором мы привыкли его видеть. Наверное, должен остаться классицизм, обязательно должен сохраниться ансамбль площади. Это не должно быть какое-то современное навороченное здание, например, снаружи из стекла, как жуткий Marriott. Это должно быть то, к чему мы привыкли. Но внутренности однозначно должны быть новыми.
 
 
Только снеся здание и отстроив его полностью, можно сделать парковку, без которой центр задыхается, например, для тех людей, которые приехали на спектакль. Большой театр в Москве углублен очень сильно, внизу происходит монтаж декораций, которые потом поднимаются наверх. Если Театр оперы и балета будет приближен хотя бы чуть-чуть к Большому или к Венской опере, Воронеж выйдет вперед сразу на несколько шагов. 
 
Не секрет, что в нынешнем театре не хватает помещений для репетиций. Духовые, скрипичные и ударные должны репетировать отдельно друг от друга, после этого оркестр собирается вместе. С этим в ТОБе проблемы. Даже в нашем театре есть репетиционный зал с профессиональными амортизирующими балетными полами Manerо, которые берегут коленные суставы во время танцев на пуантах. В Театре оперы и балета их нет. Это очень странно.
 
Я долго жил в старинном доме, знаю, как прокладывались в советское время канализация или свет. Это жутко. Распутать все это невозможно. Нужно прокладывать новые коммуникации. Да, после войны здания строили добротно, но, наверное, сейчас уже и материалы другие, и новые технологии…
 
Самое хорошее в этой истории – театр не просто хотят снести, а снести для восстановления. Ведь никто же не говорит, что его не будет. Я слышал, что говорили на заседании Общественного совета: о труппе будут заботиться, есть площадки, где она могла бы сыграть, и длительные гастроли могут быть, никто артистов не разгоняет.
 
 
Мне кажется, такая возможность – это подарок для Воронежа. Многие города были бы рады этому. Особенно, если это будет финансировать еще и федеральный бюджет, область никогда не потянет такие расходы.
 
В Европе очень много объектов, которые снесены и возведены заново в точной копии. Например, весь центр Варшавы, где находится куча театров. Варшава же была снесена во время войны. Немцы, отходя, уничтожили полностью все, Польша восстановила исторический центр столицы. И сейчас, когда приезжаешь туда, создается впечатление, что попал в позапрошлый век. Да, это все новодел, но ничего в этом страшного нет. 
 
Если Театр оперы и балета будет выглядеть так же, как сейчас, мало кто из последующих поколений задастся вопросом: действительно ли это было возведено в 1961 году? Вряд ли им будет важно, что это всего лишь копия, построенная в 2018 году.
 
Иван Дикунов, автор скульптурной композиции Театра оперы и балета, заслуженный художник России, почетный гражданин Воронежской области:
 
–  Мы с Эльзой Николаевной трудились над созданием барельефа и фигур, установленных на коньке театра, два с половиной года. В свое время в художественный фонд пришел заказ, и нам было поручено выполнить этот огромный объем работы. Один барельеф на фронтоне – 40 на 6 метров, три фигуры – по 8 метров, и акротерии по углам – 2 на 4 метра.
 
Здание начало строиться еще до войны архитектором Александром Васильевичем Мироновым. У нас не так много осталось старых зданий в Воронеже, поэтому его желательно оставить. Думаю, у нас достаточно светлых голов среди архитекторов, которые могли бы эту проблему решить, оставив облик фасада в первоначальном виде.
 
Иван Дикунов и Эльза Пак, фото - Художники-воронежа.рф
 
Эльза Пак, автор скульптурной композиции Театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств РФ, автор ряда работ, определяющих современный образ столицы Черноземья​:
 
– Если будет решено все же снести здание полностью, я расстроюсь. Мы столько сил вложили в него. Пять раз переделывали эскизы фасада. Я считаю, что была проведена неплохая работа, особенно рельеф с героями спектаклей. Если фасад оставят, а остальное перестроят – я не против. 
 
Галина Кудрявцева экс-депутат Воронежской городской Думы, член Общественной палаты Воронежа:
 
 
– Самое главное, я считаю, чтобы здание Театра оперы и балета осталось на прежнем месте. Ни в коем случае не надо искушать судьбу, и пытаться перенести его на намывные территории к водохранилищу. Потому что будет не та совершенно аура в театре, зритель потеряется, так как наше транспортное движение не настолько хорошо работает, и вообще это не то место, чтобы туда поехал зритель. Театр прирос к площади Ленина. Он должен остаться здесь. А дальше есть разные варианты, как это сделать.
 
Можно и углубить театр, и подвинуть немножко, используя скверик, под которым какие-то емкости с водой закопаны. Вариантов много. Вот, пожалуйста – Большой театр. Его и вглубь расширили, и за ним пристроили здание. Надо смотреть, что выгоднее.
 
То, что театр находится в неудовлетворительном состоянии, это однозначно, потому что он существует 60 лет, и у него не было ни одного официального ремонта, все уже устарело, в нем «жить» и работать очень сложно. Если, учитывая его не очень хорошее техническое состояние, примут решение, что на его месте нужно строить новый театр, то он должен отвечать именно классическому ансамблю, должен быть сохранен по максимуму внешний вид театра. Обязательно должны остаться колонны, скульптурная композиция наверху, важно сохранить конфигурацию зрительного зала, он имеет такой полукруг, который создает резонанс и хорошее звучание.
 
Не дай бог, если это затянется на многие годы, как с театром драмы имени Кольцова. Я считаю, что в него в конечном итоге было вложено денег столько, что можно было два театра построить. Не дай бог, если реставрация будет такая же, как и там, когда обоями стены оклеили, пластиком дешевым обшили, сделали так, что восторженного настроения не вызывает нахождение в этом помещении. Все-таки классические театры должны вызывать чувство восторженности, что человек даже порой чувствует себя неловко из-за того, что пришел в такой храм искусства. Человек должен перерождаться, находясь в этой атмосфере.
 
Надо обязательно, чтобы сохранили, а не растащили и не побили уникальные люстры из настоящего чешского хрусталя. Он тоже немалую роль играет в резонансе, звучании.
 
И самое главное – это сохранение труппы. Надо четко знать, какие будут деньги, на сколько лет это будет рассчитано – на год-полтора-два. Надо чтобы проработали на это время турне коллектива по городам России и зарубежья, по хорошим домам культуры Воронежской области. Артисты должны знать, что они остались с труппой, которая вернется в хороший театр.
 
Андрей Огиевский, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра «Новая классика» (Москва), бывший художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета:
 
 
– Я всегда был и остаюсь противником сноса здания театра. Во-первых, из-за отсутствия необходимости этого. В Москве и Петербурге успешно реставрируют и реконструируют здания не только довоенной, но и дореволюционной постройки, и в этом нет ничего сверхъестественного. Еще на архитектурном форуме «Зодчество VRN 2016» я публично высказался за сохранение исторического здания. Там же я общался с руководителем немецкого проектного бюро, который подтвердил мое мнение о возможности сохранения здания театра уже со своей, инженерно-строительной точки зрения. 
 
Во-вторых, зал театра обладает очень хорошей акустикой, которую сохранить просто необходимо. Театральные кресла сделаны из натуральной карельской березы и набиты конским волосом. Натуральное дерево и конский волос –наилучшие материалы-компаньоны для акустических помещений. А делать сегодня акустику с нуля – это миллионы долларов без 100% гарантии. 
 
Безусловно, здание театра нуждается в ремонте, причем скорейшем и капитальном. Нужно полностью заменить всю техническую и оптическую начинку, машинерию, полностью отреставрировать стены и заменить перекрытия. Отремонтировать внутренние помещения, провести лифт, наконец! Сделать просторное, уютное кафе вместо убогого буфета. 
 
В-третьих, театру крайне необходим полноценный подсобный корпус, куда можно вывести все цеха и мастерские, и сделать там репетиционный зал. Ведь трудно себе представить современный оперный театр без малой сцены. Для этого нужно перестроить здание на принадлежащей театру территории за гостиницей «Азимут». Тогда и коллективу театра будет, где репетировать, пока в основном здании будет идти ремонт.
 
Бронислав Табачников, председатель Общественного совета при департаменте культуры Воронежской области, искусствовед, кандидат исторических наук, театральный критик, педагог:
 
– Театр как инженерное сооружение сегодня находится в архиплачевном состоянии: устаревшие оборудование сцены и светотехника, разваливающиеся полы, отсутствие помещений для репетиций и так далее. На сегодняшний день вариант решения проблемы только один: глубокая реконструкция театра на этом же месте. Она предполагает, во-первых, увеличение площади используемых помещений, расширение гримерок, появление новых классов и фойе, второго зала – камерного. Во-вторых – полную замену оборудования сцены и подсобных помещений. За счет чего это возможно, решат строители и архитекторы. Мне видится, что театр должен примерно на 10 метров уйти в землю и чуть-чуть стать выше.
 
Да, там нужно все полностью переделывать. Но, поскольку я не инженер и не архитектор, то сказать не могу, легче ли будет снести старое здание и построить на его месте новое. Сейчас это может обсуждаться сколько угодно. Возможно, этот вариант и будет использован. Возможно, какой-то другой. Это решат инженеры, архитекторы и те, кто будет финансировать это дело. В любом случае, пока никаких сроков и проектов нет. Есть только решение культурной общественности города о глубокой реконструкции здания и о том, что театр должен быть на том же месте. Все.
 
 
 
От редакции
 
«Сносить нельзя оставить». Где в этом предложении правильно было бы поставить запятую, пока сказать сложно. Аргументов как за, так и против сноса старого здания Театра оперы и балета, как видно из комментариев наших собеседников, предостаточно. В любом случае, мы уверены, представители культурного сообщества обсудят будущее учреждения еще не раз. Надеемся, что перед принятием окончательного решения в Воронеже все же организуют публичные слушания, где спросят мнения горожан, а после учтут их, а также проведут все необходимые госэкспертизы. 
 
Важно, чтобы на судьбу Театра оперы и балета влиял не только узкий круг лиц, но и компетентные строители и архитекторы, историки и краеведы, общественники и обычные воронежцы. 
 
Продолжение темы: