– Выступившие на заседании Общественного совета представители театрального сообщества и деятели культуры региона отметили, что приоритетным вариантом стало бы строительство нового здания театра оперы и балета на месте существующего, – сообщалось на сайте ведомства.
– В ходе обсуждения участники встречи сошлись во мнении: в Воронеже целесообразно построить новое здание театра оперы и балета, оно должно появиться на месте существующего, сохранив при этом классический облик. Одобренный вариант предложено учесть при разработке проектно-сметной документации, – резюмировала пресс-служба департамента культуры.
Одним из первых на заявление о строительстве нового здания отреагировал воронежский краевед и историк Павел Попов. Он назвал решение о сносе театра позором для Воронежа, заявив, что Театр оперы и балета – «100-процентный объект культурного наследия, правда, официально не занесенный ни в один охранный список». Он посоветовал воронежцам обратиться в госорганы с просьбой признать ТОБ вновь выявленным объектом культурного наследия, и понадеялся, что «противники реставрации» хотя бы оставят нетронутыми фасад здания со входным портиком и эффектной колоннадой.
Следующими отреагировали представители движения «Город и транспорт». Они создали петицию против сноса Театра оперы и балеты, которая собрала более 4,5 тысяч подписей. Скандальную новость вот уже несколько дней обсуждают в социальных сетях. Не перестают писать на эту тему и СМИ.
По всей видимости, резонанс от сказанного на заседании Общественного совета оказался для властей неожиданным – новость на сайте департамента культуры претерпела некоторые изменения (хотя исходник еще есть в Сети). Из текста исчезло всякое упоминание о «новом здании». Видимо, чтобы запутать горожан или отвлечь их от ассоциаций этого выражения со страшным словом «снос».
Упор был сделан на то, что театр «должен сохранить классический стиль», при этом оставшись на старом месте. Понятное дело, что речь все равно идет о новом здании – не старой же постройке нужно сохранять свой стиль?..
Что говорят в Театре оперы и балета
Мы попытались связаться с руководителем Театра оперы и балета Александром Арнаутовым. Ведь кому, как не ему знать о проблемах учреждения лучше всех. На заседании Общественного совета именно он, судя по опубликованному департаментом культуры пресс-релизу, поддержал идею строительства нового здания на месте существующего. По его словам, в ТОБе не проводился капитальный ремонт с самого начала его существования – с 1961 года, репетиционных и гримерных помещений, площадей для монтажа декораций и их хранения не хватает.
Получить более подробную информацию о проблемах учреждения культуры и о необходимости строительства нового здания ТОБа у Александра Арнаутова не удалось. В пресс-службе театра сослались на его загруженность и порекомендовали обратиться за разъяснением к главе Общественного совета Брониславу Табачникову.
– Комментарии по информации, появившейся в Интернете, дает Бронислав Яковлевич. Он уже объяснял, что ничего Общественный совет не решает. Это такая организация, которая принимает какие-то рекомендации. Никто не сказал, что театр будет снесен. Почему-то господин Попов так решил... К нам уже приходят зрители в кассу и говорят: «Почему вы на апрель репертуар вывесили? Вас же сносят!» Вы понимаете, такая истерия началась: услышали звон, не знают, где он. Удивителен порыв горожан, как они про театр вспомнили и с такой любовью говорят. Можете всех успокоить: ничего коллективу театра не угрожает, у нас прекрасные премьеры, запланированные на Год театра в России. Наша главная проблема – чтобы зрители как можно больше приходили к нам. Нужно ее решать, – сообщила специалист по связям с общественностью Театра оперы и балета Ольга Пепельникова.
Интересно, что некоторые артисты театра, обсуждая скандальную новость в соцсетях, дали понять, что не согласны с мнением руководства, так как видят в здании ценность.
– Несколько лет назад, лично ознакомившись с документацией, облазив театр сверху донизу и обсудив вопрос с реставраторами, работавшими в Питере с подобными объектами, я пришла к выводу: здание с изумительной акустикой, с историей, да еще и «лицо» города сохранить возможно при желании чиновников. Все остальное – подлость и низость по отношению к людям, здесь живущим и служащим, предательство по отношению к тем, кто служил на этой сцене. И наивысшей трусостью будет просто принять это как должное! – заявила солистка театра Людмила Солод.
Ольга Рудева, краевед, экскурсовод, председатель Общественного совета при департаменте архитектуры Воронежской области, зампредседателя совета воронежского отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры», создатель сообщества «Архдозор»:
В Воронеже много жилых домов такого возраста и постарше. Я сама живу в доме, построенном в 30-е годы, выгоревшем в войну, стоявшем без крыши и потом восстановленном. Если бы в моей квартире не было ремонта лет 60, то там было бы не просто аварийное состояние, а непригодное для жилья. А аварийности не существует, существует только бесхозяйственность.
Конечно, мне было бы жалко, если бы Воронеж лишился здания Театра оперы и балета, и не только мне. Для воронежцев, которые сейчас только собираются родиться, когда они пойдут в театр, если мы сохраним его, он будет примерно, как фасад гостиницы «Бристоль» для нас. Это будет здание, которому 80 лет.
Дмитрий Колесников, заместитель руководителя театра драмы имени Кольцова:
Мое глубокое убеждение, что при том состоянии, в котором сейчас находятся коммуникации Театра оперы и балета, вообще существовать невозможно. Планшет сцены не может выдержать тех декораций, которые могли бы быть, и которые приняты в Европе. Весь мир уходит от мягких декораций и переходит к жестким, оперным. Наш театр сделать этого не может, в результате – к нам на тот же Платоновский фестиваль не может приехать достойная опера или балет. Те штанкеты, которые там используются, это позапрошлый век. Это надо все снимать и переделывать.
Вы, наверное, согласитесь, что когда у вас телефон сломается и вам предложат его отремонтировать, либо взять новый телефон, нового поколения и нового образца, вы возьмете новый.
Я считаю, что ничего страшного нет, даже если театр снесут. Страшно, если его сделают не в том ключе, в котором мы привыкли его видеть. Наверное, должен остаться классицизм, обязательно должен сохраниться ансамбль площади. Это не должно быть какое-то современное навороченное здание, например, снаружи из стекла, как жуткий Marriott. Это должно быть то, к чему мы привыкли. Но внутренности однозначно должны быть новыми.
Не секрет, что в нынешнем театре не хватает помещений для репетиций. Духовые, скрипичные и ударные должны репетировать отдельно друг от друга, после этого оркестр собирается вместе. С этим в ТОБе проблемы. Даже в нашем театре есть репетиционный зал с профессиональными амортизирующими балетными полами Manerо, которые берегут коленные суставы во время танцев на пуантах. В Театре оперы и балета их нет. Это очень странно.
Я долго жил в старинном доме, знаю, как прокладывались в советское время канализация или свет. Это жутко. Распутать все это невозможно. Нужно прокладывать новые коммуникации. Да, после войны здания строили добротно, но, наверное, сейчас уже и материалы другие, и новые технологии…
Самое хорошее в этой истории – театр не просто хотят снести, а снести для восстановления. Ведь никто же не говорит, что его не будет. Я слышал, что говорили на заседании Общественного совета: о труппе будут заботиться, есть площадки, где она могла бы сыграть, и длительные гастроли могут быть, никто артистов не разгоняет.
В Европе очень много объектов, которые снесены и возведены заново в точной копии. Например, весь центр Варшавы, где находится куча театров. Варшава же была снесена во время войны. Немцы, отходя, уничтожили полностью все, Польша восстановила исторический центр столицы. И сейчас, когда приезжаешь туда, создается впечатление, что попал в позапрошлый век. Да, это все новодел, но ничего в этом страшного нет.
Если Театр оперы и балета будет выглядеть так же, как сейчас, мало кто из последующих поколений задастся вопросом: действительно ли это было возведено в 1961 году? Вряд ли им будет важно, что это всего лишь копия, построенная в 2018 году.
Во-вторых, зал театра обладает очень хорошей акустикой, которую сохранить просто необходимо. Театральные кресла сделаны из натуральной карельской березы и набиты конским волосом. Натуральное дерево и конский волос –наилучшие материалы-компаньоны для акустических помещений. А делать сегодня акустику с нуля – это миллионы долларов без 100% гарантии.
Безусловно, здание театра нуждается в ремонте, причем скорейшем и капитальном. Нужно полностью заменить всю техническую и оптическую начинку, машинерию, полностью отреставрировать стены и заменить перекрытия. Отремонтировать внутренние помещения, провести лифт, наконец! Сделать просторное, уютное кафе вместо убогого буфета.
В-третьих, театру крайне необходим полноценный подсобный корпус, куда можно вывести все цеха и мастерские, и сделать там репетиционный зал. Ведь трудно себе представить современный оперный театр без малой сцены. Для этого нужно перестроить здание на принадлежащей театру территории за гостиницей «Азимут». Тогда и коллективу театра будет, где репетировать, пока в основном здании будет идти ремонт.
«Сносить нельзя оставить». Где в этом предложении правильно было бы поставить запятую, пока сказать сложно. Аргументов как за, так и против сноса старого здания Театра оперы и балета, как видно из комментариев наших собеседников, предостаточно. В любом случае, мы уверены, представители культурного сообщества обсудят будущее учреждения еще не раз. Надеемся, что перед принятием окончательного решения в Воронеже все же организуют публичные слушания, где спросят мнения горожан, а после учтут их, а также проведут все необходимые госэкспертизы.
Важно, чтобы на судьбу Театра оперы и балета влиял не только узкий круг лиц, но и компетентные строители и архитекторы, историки и краеведы, общественники и обычные воронежцы.