Вчера, 27 августа, в Доме журналистов театралы, архитекторы и чиновники обсудили будущее театра оперы и балета. На встрече была озвучена предварительная информация о сроках предстоящей реконструкции учреждения культуры.
Как рассказал модератор мероприятия, художественный руководитель Камерного театра и член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Михаил Бычков, по самым оптимистичным прогнозам, реконструкция здания театра оперы и балета на площади Ленина может начаться в июне 2021 года. До этого момента должно пройти несколько этапов. Первые из них – подготовка технического задания на основе одобренной концепции и объявление конкурса на проектирование. Все это власти региона планируют сделать до конца текущего года.
– Концепция лежит в основе, хотя, естественно, наполняется конкретным содержанием – будет ли у театра малая сцена или нет, гардероб останется на старом месте или более традиционно, как в музыкальных театрах мира, уйдет в полуподвальный этаж, а парадное фойе возникнет при входе. Это будет уточняться в техническом задании, – рассказал Михаил Бычков.
По предварительным подсчетам, в феврале 2019 года станет известно, какая фирма займется подготовкой проекта реконструкции. Его стоимость оценивается в 47 млн рублей. Проектирование займет около года. Затем документы должны пройти государственную экспертизу. На это, по словам экспертов, понадобится около 45 дней. Параллельно власти подадут заявку на получение федеральных средств – порядка 3 млрд рублей – для реконструкции театра оперы и балета.
Как сообщил руководитель департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области Андрей Еренков, область не будет ждать поступления федеральных средств, чтобы начать проектирование – на эти цели деньги выделят из регионального бюджета: «Конкурентная борьба за бюджетные деньги устроена таким образом, что регион, чтобы претендовать на серьезные суммы, должен что-то предлагать».
– При сотрудничестве всех заинтересованных патриотов города театр в 2021 году, в июне, может окончательно покинуть свои стены и уступить место строителям. Это самый быстрый вариант. У театра впереди как минимум два полноценных сезона, после которых начнется переезд в Воронежский концертный зал, а в подсобное помещение можно и раньше перебираться, – добавил Михаил Бычков.
Отметим, что шестиэтажное подсобное здание планируют возвести за счет средств областного бюджета на месте старого двухэтажного за гостиницей «Азимут». Строительство может начаться уже весной следующего года. Здесь, по словам руководителя театра оперы и балета Александра Арнаутова, появится большая сценическая площадка с оркестровой ямой, где все коллективы учреждения смогут репетировать и готовить большие премьеры.
– Таким образом, труппа будет сохранена. Воронежский концертный зал станет выездной площадкой для показа спектаклей. Театр будет выезжать не только сюда, но и за пределы Воронежа, – рассказал Александр Арнаутов.
Напомним, что концепция реконструкции театра оперы и балета была подготовлена архитектором Сергеем Куцеваловым. В середине августа 2019 года ее одобрили эксперты и представители власти. Она предусматривает увеличение площади здания примерно в два раза – с 9 тысяч квадратных метров до 17-19 тысяч квадратных метров. Это предлагается сделать за счет цоколя и «приподнятия» театра вверх на этаж.
Сейчас эксперты и власти также изучают вариант с увеличением количества мест для зрителей с 850-900 до 1000 и более, и уходом театра вниз и вбок на три этажа. Что воронежцы увидят на выходе, сказать пока сложно. В любом случае, если верить словам присутствующих на встрече спикеров, вариант со сносом здания уже не рассматривается – власти попытаются максимально сохранитель стиль здания, не нарушив ансамбль площади. При составлении технического задания необходимо будет учесть особенности акустики театра, подумать над комфортом зрителей и увеличением площадей – именно этого хотят представители театрального сообщества Воронежа от разработчиков.
По словам представителей проектного института «Гипрокоммундортранс», оптимальным вариантом был бы демонтаж капитальных стен и всех перегородок внутри здания – это необходимо для приведения театра в соответствие с современными строительными и санитарными нормами, а также для обеспечения доступа маломобильных групп населения. Однако этот вариант, как заявил господин Бычков, не рассматривается.