Историк и краевед, доцент факультета архитектуры и градостроительства ВГТУ Павел Попов опубликовал на своей странице в «Живом Журнале» пост о гибнущих памятниках Воронежа. Он объяснил, почему сносить Театр оперы и балета не нужно.
Как мы писали ранее,
решение о сносе старого здания было принято на заседании Общественного совета при департаменте культуры 5 февраля. На его месте предложили возвести современный и более вместительный театр, сохранив при этом классический облик.
– Общественному совету, по существу, оставили только два варианта: новый театр на месте старого и новый – на новом месте. Конечно, театр на главной площади города – лучше, чем на
набережной! Да вот только, мягко говоря, вызывает большое удивление позиция совета по культуре, который совершенно не опечалился тем, что задуман снос 100-процентного объекта культурного наследия – правда, официально не занесенного ни в один охранный список, –
прокомментировал решение Совета Павел Попов.
Историк отмечает, что Воронеж, по мнению столичных культурологов, является одним из лучших городов России, где зодчие создали «прекрасные ансамбли в стиле советского неоклассицизма». При этом, что парадоксально, Воронеж сильно отстает от других областных центров в плане постановки советских объектов, являющихся лицом города, на государственную охрану. Из-за этого площадь Ленина уже лишилась недавно части своего ансамбля, теперь снести собираются соседний с разрушенным жилым зданием театр. Для столицы Черноземья происходящее – это «громандный позор», считает краевед.
К преподавателю ВГТУ обращаются люди старшего поколения, особенно коренные жители города, они не верят, что их любимого театра может не стать. Студенты факультета градостроительства и архитектуры, кафедры композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия просят Павла Попова что-нибудь предпринять. Он уверен, что недовольных будет гораздо больше, ведь о театре знает каждый воронежец, кроме того, он является лучшим парадным сооружением в ансамбле главной площади города, восставшего после войны из руин.
– Конечно, незачем спорить с теми специалистами, которые зафиксировали аварийные трещины в нескольких стенах театра, начиная от фундамента. Но если бы театр имел статус памятника, критерии оценки его технического состояния были бы совершенно иными. Вот сейчас выделены огромные средства на консервацию «Ротонды», от которой, по большому счету, уже остался один пшик! Увы, и на укрепление стен театра, на ликвидацию трещин в стенах в случае признания их мемориальными потребуются впечатляющие финансы… – пишет Павел Попов.
По его мнению, сейчас есть только один выход – воронежцы должны обратиться в госорганы охраны культурного наследия с просьбой включить Воронежский театр оперы и балета в список объектов культурного наследия, которые были вновь выявлены. Эксперт считает, что необходимо попытаться сохранить хотя бы фасад здания со входным портиком и эффектной колоннадой, а остальную часть отдать противникам реставрации.
– Главное: сохраним фасад площади! А в иных случаях фраза о «максимально возможном совпадении характеристик фасадной части» останется лишь пожеланием, никого и ни к чему не обязывающему по закону. Даже фасад «а-ля Миронов» не выйдет, если растянуть портик в длину в сторону Пушкинского сквера, – объяснил краевед.