59-летняя жительница Воронежа Елена Сидорова стала жертвой мошенничества, пытаясь сдать квартиру через «Камелот». Вот уже более двух месяцев она ждет известия о том, что деньги к ней могут вернуться. Но с каждым днем надежды все меньше. История оказалась совсем не стандартной, запутанной и с множеством действующих лиц. Мы постарались подробно в ней разобраться и изложить все мнения и версии.
В конце августа женщина заключила договор с известным рекламным изданием. В начале сентября, по условию договора, объявление о сдаче двухкомнатной квартиры в Северном микрорайоне появилось на страницах «Камелота» и его версии в Сети. За неделю ей так никто и не позвонил… кроме, некого военного из Калининграда, представившегося именем Сергей. То, что произошло дальше, женщина может вспоминать только со слезами на глазах.
«Сергей из Калининграда»
– В тот день я была на работе. Ко мне приехала племянница. Я думала об этом и о том, что мне надо поскорее сдать квартиру. Словом, голова шла кругом. В 9 часов вечера мне позвонили. Человек представился Сергеем, военным из Калининграда. У него был приятный интеллигентный голос. Сказал, что квартира его устраивает, и он готов прямо сейчас перевести деньги. Я предложила: «Может быть, посмотрите?». Но он отказался. Попросил дать номер карты. Потом он позвонил снова, заговорил меня и сказал, что надо сходить в банкомат. Я ответила, что мне некогда, что отправлю сотрудника. Ну, вот и отправила… Дело в том, что я торгую колбасой, не всякий раз даже по нужде удается отойти. Я обратилась за помощью к грузчику, объяснила, что надо сходить в банк, что на карту мне должны перевести 10 тысяч рублей. Он заверил, что все понял, и ушел, – рассказывает Елена.
Ни через 5, ни через 10 минут грузчик не вернулся. Женщина запаниковала и отправилась в банк, расположенный на улице Электровозной, 25б. То, что она там увидела, повергло ее в шок – знакомый держал в руке пятитысячные купюры – всего 50 тысяч рублей. На вопрос продавщицы – «Откуда у тебя эти деньги?» – он ответил: «А мне сказали перевести».
«Со мной никогда такого не было»
– Мое упущение в том, что я дала телефон грузчику. Наверное, лже-квартирант с ним и общался по нему, говорил что делать. Но я поняла это гораздо позже. Я не подумала тогда и о том, зачем я отдаю карту и сообщаю пин-код коллеге, если это мне должны перевести деньги, а не я. Только потом ко мне пришло осознание. Когда анализировала произошедшее, пришла к тому, что и войсковой части в Северном районе нет. Сергей говорил, что моя квартира именно поэтому ему подходит… Со мной никогда такого не было.
Теперь женщина боится брать трубку, если звонят с неизвестного номера. Едва ли не каждый день она ищет в Интернете информацию об аналогичных происшествиях.
– Таких же историй я не видела. Обычно деньги воруют с карты, а у меня со счета, куда перечисляется пенсия. Для меня это странно – ведь я не просила банк привязывать его к моей карточке. В договоре этого пункта нет. В связи с этим я отправила в банк претензию, потребовала, чтобы вернули деньги. Но мне отказали.
Версия банка
Несмотря на то, что пенсионный счет не был привязан к карте, и деньги можно было снять только со сберкнижки, банк не усматривает в произошедшем своей вины. По версии финансового учреждения, 7 сентября к VISA был подключен «Мобильный банк» на телефон + 7 977 959 33 70. К слову, он не принадлежит ни держателю карты, ни грузчику. При этом была использована подлинная карта Елены Сидоровой и подтвержден ввод ПИН-кода, «который является аналогом собственноручной подписи» клиента банка. Таким образом, как сообщается в официальном ответе на претензию, женщина сама предоставила доступ управления счетом с неизвестного номера.
В ответе также говорится, что у каждого клиента банка есть доступ к удаленным каналам обслуживания – «Личному кабинету», «Мобильному банку», системе «Сбербанк Онлайн» и так далее – через которые можно управлять счетами.
По всей видимости, лже-квартирант Сергей это и сделал, воспользовавшись доверчивостью воронежцев. Вероятно, получив доступ к «Мобильному банку», он перевел деньги с пенсионного счета на карту, затем попросил грузчика снять средства и перечислить на указанный номер.
Помимо этого, в ответе на претензию банк напомнил об обязанностях каждого держателя карт. В частности о том, что нельзя сообщать ПИН-код, передавать карту и контрольную информацию посторонним лицам, а также о необходимости нести ответственность по операциям, совершенным с использованием ПИН-кода.
Уголовное дело
16 сентября по факту произошедшего в Железнодорожном районе Воронежа было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину». Санкция статьи предусматривает до 5 лет лишения свободы. Однако наказывать пока некого.
Потерпевшая жалуется на то, что не может узнать о ходе расследования дела.
– Я месяц звоню следователю, чтобы узнать, как продвигается дело. Но телефон, который мне дали, почти никогда не отвечает. За два месяца результатов никаких нет. С грузчика взяли показания в тот же день, после этого его не вызывали, как и меня. В то же время меня просят сделать распечатку звонков. Хотя, я считаю, что они должны сами ее доставать, раз возбуждено дело. Я написала жалобу в прокуратуру, попросила провести проверку действий следователя. Сейчас жду результатов, – рассказывает Елена Сидорова.
Комментарий полиции
В пресс-службе регионального управления МВД журналистам 36on.ru пояснили, что расследование уголовного дела было приостановлено 16 ноября в связи с тем, что по истечению срока расследования личность подозреваемого установлена не была. Однако дело, скорее всего, будет возобновлено после того, как прокуратура отменит постановление и вернет материалы в МВД.
Данные о сути дела, предоставленные полицией, несколько разнятся с историей, рассказанной продавщицой журналистам 36on.ru. Главное отличие состоит в том, что, по информации правоохранителей, женщина переводила деньги мошеннику сама, грузчик в происходящем не участвовал.
– Женщина разместила объявление на «Авито» о том, что сдает квартиру. Вскоре на нее вышли. Ей предложили внести задаток до подписания договора, после чего сообщили, что при его переводе перевели нечаянно лишних 240 тысяч и попросили эти деньги вернуть. Она, не проверяя сумму, которая у нее есть в наличии, пошла в банк сама – никакого третьего лица не было – и эти 240 тысяч со своей карты перевела туда, куда ей сказали. Грузчик в ее объяснениях и допросах не фигурирует, – сообщила пресс-служба регионального управления МВД.
Что говорит грузчик
Алексей Кошель в разговоре с журналистом портала 36on.ru рассказал свою версию произошедшего. Она больше похожа на ту, что озвучила Елена, но имеет некоторые дополнения. По его словам, в тот день он вышел в магазин на подработку, но потом об этом сильно пожалел – «получилась какая-то подстава».
– Началось все с того, что Елена разговаривала с каким-то молодым человеком по телефону. Я это услышал, когда проходил мимо. Потом она сказала собеседнику: «Сейчас я передам трубочку, тут есть понимающий человек». Елена сообщила мне ПИН-код и дала карту, я вышел из магазина в Сбербанк. Молодой человек представился мне по телефону Елены ее племянником, сказал, что служит в военной части. Объяснил, что его тете нужно подключить «Мобильный банк» и сделать перевод, но она в этом ничего не понимает.
Алексей рассказывает, что никогда прежде не сталкивался с подобным мошенничеством, поэтому доверился «племяннику» Елены, сделал все, что он сказал. «Родственник» женщины продиктовал телефон, после чего у него появился доступ к «Мобильному банку». Затем грузчик начал переводить деньги.
– Я уже не помню, какую сумму перечислил, когда Елена забежала в Сбербанк и спросила, что я делаю. Я только тогда почувствовал что-то неладное. Отдал телефон и сказал: «Разбирайтесь сами», – рассказывает Алексей. – По делу я проходил как свидетель. Меня попросили не скрываться, предупредив, что, возможно, пригласят еще раз. Но больше в полицию меня не вызывали. Скрываться я не собираюсь, тем более, что не чувствую себя преступником. Конечно, я сожалею, что все так произошло – получается, что все эти деньги проходили через мои руки. Но я никогда не нарушаю закон, и так попасться на обман… Потом целый месяц мне было стыдно показываться на улицу.
Плохая раскрываемость
Мошенничества с банковскими картами в Воронежской области происходят чуть ли не каждый день. Однако раскрываемость подобных дел, как отмечают правоохранители, очень низкая. Как правило, в бесконтактном методе мошенничества с банковскими картами участвует группа лиц – между тем, кто звонил, и конечным получателем средств может быть очень длинная цепочка людей. Движение средств происходит почти непрерывно от одного к другому человеку, и отследить, куда в итоге были перечислены деньги, очень сложно.
Получается, что это очень большая кропотливая работа, которая не всегда приносит результаты. Но случаи раскрываемости подобных дел все же есть, отмечают в пресс-службе полиции, таким образом, давая надежду тем, кто стал жертвами аферистов.
Отметим, что зачастую преступники просят перечислить деньги на киви-кошелек, который, в большинстве случаев, зарегистрирован на «левую» сим-карту. Это еще больше усложняет поиск мошенников.
Рекомендации МВД
Чтобы не попасться на уловку аферистов, воронежцев просят быть внимательными в обращении со своими банковскими картами, не сообщать никому ПИН-коды, логины и пароли «Мобильного банка» ни под каким предлогом. Если вы не очень хорошо разбираетесь в проведении операций с картами, лучше обратиться за помощью в финансовое учреждение.
– Прежде чем осуществлять какие-то операции с денежными средствами, необходимо удостовериться в добропорядочности лиц, которым собираетесь их переводить. В случае сдачи квартиры необходимо сначала встретиться с человеком, подписать договор, получить деньги наличными средствами. В дальнейшем можно перейти на безналичную оплату, – советует пресс-служба воронежской полиции.
Рекомендации банка
Сбербанк советует в случаях мошенничества обращаться в правоохранительные органы – по результатам уголовного расследования должно быть принято решение об урегулировании ущерба за счет виновного лица после всех необходимых процессуальных мероприятий. Финансовая организация при этом готова оказать всестороннюю помощь следственным органам.
– В случае обращения к вам третьих лиц по телефону, в Интернете, через социальные сети или другими способами с целью получения сведений о вашей банковской карте, паролей или другой персональной информации банк рекомендует прекратить общение и обратиться по телефону, указанному на обратной стороне вашей банковской карты. Банк рекомендует бережно хранить свои пароли и не передавать их третьим лицам.
Полезно почитать: Четыре махинации, которые мошенники могут совершить с банковской картой