Кстати, город Ирмино - родина Стахановского движения. Изначально здесь города не было. В 1935 году тут работал только Ирминский рудник, в нем герой социалистического труда, рекордсмен Стаханов, поставил свой шахтерский рекорд - сдал 102 тонны за смену. Вокруг этой шахты и вырос город Теплогорск, которому в 2010-м году присвоили старое название Ирмино.
Ухоженный участок с клумбами, игровой площадкой, учебными и жилыми корпусами. Здесь уютно и чисто. Ландшафтный дизайн дополняют постапокалиптические декорации обстрела - воронка от мины на бордюре и «лепнина» от ее осколков на фасаде главного здания. Пройдя по территории, можно увидеть изуродованные яблони и посеченные стены. Воронок нет - их уже засыпали.
Гражданская война на территории Донбасса положила пять мин во двор интерната и наложила серьезный отпечаток на жизнь детишек и их воспитателей. От того обстрела, Слава Богу, здесь никто не погиб, только несколько тяжелораненых взрослых и трехдневный ребенок, вместе с остальными детьми переживший бомбежку в убежище.
- Когда на Луганщине начались боевые действия, 5 июля 2014 года киевские чиновники вывезли от нас всех детей-сирот, 63 ребенка, в оздоровительный лагерь поселка Сергеевка Одесской области. Затем деток заставили написать заявления с их просьбами оставить там. И с началом учебного года их распределили по интернатам разных городов. Нас, как ответственное учреждение, но людей, находящихся в зоне АТО - так называемых «сепаратистов», никто спрашивать не стал - просто поставили перед фактом. При том, что документы всех вывезенных детей: паспорта, свидетельства о рождении, банковские счета, решения судов и прочие ценные бумаги остались у нас - до сих пор лежат опечатанными в шкафу, - сообщила 36on.ru директор интерната, Надежда Николаевна Кирюхина, закончившая Белгородский педагогический институт, и работающая в интернате с 1986-го года. - Наши воспитанники до сих пор звонят и пишут нам - рассказывают, как им живется. Например, в начале весны 2015 года двоих детей девочку Сашу Одосюк и мальчика Игорька Федосеева с диагнозом F-70 - легкая степень умственной отсталости, уже усыновили американцы. Это было в марте-апреле текущего года. Остальные вывезенные воспитанники сейчас пока пребывают в училищах Саврани, Килии и Песчаном Одесской области.
- Изначально здесь было 180 детей, потом 160, а потом все меньше и меньше. Когда ввели инклюзивное образование - их стало совсем мало. Киевским Департаментом образования это делалось с расчетом, чтобы наши дети, общаясь со здоровыми сверстниками адаптировались в социуме, не чувствовали себя ущербными, и быстрее развивались - так считало наше бывшее руководство, - продолжает рассказ Надежда Николаевна. - С одной стороны это вроде как хорошо, но все мы знаем, что в общих школах учатся дети всех социальных групп. А это значит, что родители здоровых детей, особенно богатые родители, будут требовать от учителей большего внимания для их детей, и в результате наши сироты в большей степени не дополучат знаний и естественно в меньшей степени разовьются.
Дети, у которых есть родители, и в принудительном порядке не разъехались по одесским училищам, учатся здесь первый год и еще не успели получить знания и приобрести практические навыки у своих учителей. Все поделки: клумбы, вышивку, платья, куклы, откосы и прочее рукоделие - это результат практического обучения труду вывезенных воспитанников Ирминского интерната.
- Я замдиректора по учебно-воспитательной работе Нина Адамовна Мова, - представляется симпатичная женщина средних лет. - Моя фамилия не говорит ни о чем - я люблю свой край, я любила свою Украину, и я продолжаю любить свою землю и свою школу, и буду ее защищать. Тот контингент, который был у нас до мая 2014 года теперь в Одесской области. Сейчас мы набрали новых маленьких детей, которые пока ничего не умеют, которых мы еще ничему обучить не успели. Но я думаю, что и они все это постигнут.
- Сейчас я вам покажу достижения наших вынужденных выпускников. В каждом классе есть поделки, выполненные руками детей. Обучая детей, мы прививаем им любовь к труду, чтобы они не были потребителями, а умели что-то созидать, дарить миру свое, - продолжает Нина Адамовна. - Чтобы они выросли настоящими тружениками, а не потребителями - это важнейшая задача любой школы, что мы и делаем.
- В коридорах учебных корпусов все стены отделаны гипсокартоном, зашпаклеваны и покрашены. Это конечно не евро-ремонт, но для школьного возраста, считаю, что это уже достижение, - проводит рукой по стене замдиректора, - Красота!
- И пусть их будущая работа возможно и не будет связана с отделкой, но ремонтировать свои жилища они смогут самостоятельно.
- Здесь же мы учили детей класть плитку. Преподаватель проверял ровность кладки монетой: прикладывал «пятачок» к стене и вел сверху вниз да наискосок, чтобы нигде не зацепилась, - Нина Адамовна берет монету и демонстрирует ровность кладки.
- Когда-то здесь была творческая мастерская для создания шедевров. Дети познавали азы швейного дела, а потом шаг за шагом постигали уже мастерство. В этом классе они учились работать с бисером, вышивать крестом и делать мягкие игрушки. Вы видите работы умственно отсталых детей - детей с особыми потребностями, как мы их называем. Думаю, что не каждый обычный ребенок смог бы отличиться такими усидчивостью, терпением и мастерством, как наши воспитанники, - продолжает экскурсию педагог. - Базу по швейным мастерским мы создавали по крупицам. Сами находили разных шефов, спонсоров и просто неравнодушных людей, которые помогали нам приобретать хорошие швейные машинки, на которых дети сами шили одежду для кукол. Начинали с изделий в масштабе и заканчивали сценическими костюмами. Все то, что было использовано нашими детьми на мероприятиях и концертах было сделано только их руками.
- Этот цветник был тоже разбит нашими детьми, эти бордюры были выложены, заборы оштукатурены ими же.
- Во время обстрела снаряды летели исключительно в интернат. Рядом жилые дома, но они не пострадали. Очевидно, что украинские силовики били намерено по объекту инфраструктуры и детям, природой и без того обиженным. Вот здесь фасад главного корпуса посечен осколками. Все окна повыбивало взрывной волной, и двор был усеян осколками. Забор между двумя зданиями разбомблен. Еще одна мина повисла на яблоне…
- Почему многие учителя ушили, а лично вы остались?
- Когда с началом войны начался общий «драп», многие наши молодые сотрудники, с двумя-тремя детьми на руках спасали их жизни. А таким как я нужно было спасать школу и тех людей, которые прибежали сюда прятаться от обстрела.
- А у Вас дети есть?
- Да. Они уже большие, взрослые, самостоятельные. Они уехали отсюда, потому что здесь нет работы. Мы практически не видим зарплат, а работаем на энтузиазме и надеемся на победу. В пяти километрах от нас фронт и мы уже привыкли к звукам взрывов, но живем надеждой на то, что новый учебный год мы начнем под мирным небом.