Перед тем, как спуститься на четыреста метров вниз к берегу Мертвого моря, нужно подняться на шестьсот метров вверх на гору. Здесь не так давно построили специальный «пенсионерский» город – умеренная возвышенность в сочетании с близостью моря, как говорят, создает наилучшие условия для пожилых людей с присущими им возрастными болезнями. Одно время средний возраст жителей приближался к 70 годам. Однако пенсионеров ненадолго оставили в покое – начала бум химической промышленности. Из солей и грязи Мертвого моря делают не одни только косметические маски. Например, здесь производят минеральные удобрения, чрезвычайно необходимые этой все еще по большей части суровой и бесплодной стране. На самом берегу жить невозможно, поэтому рабочие с местных заводов живут на горе, а работать ездят в бездну. Говорят, и работники многозвездочных курортов рады уехать с засоленного берега в «цивилизацию». Для этого нужно преодолеть многокилометровый серпантин, среди уж вовсе марсианских пейзажей. Говорят, где-то здесь находился Содом до тех пор, пока его не постигла Божья кара. Здесь в это охотно веришь: бесформенные нагромождения скал говорят о жуткой катастрофе, хотя непонятно, случилась она с городом грешников или еще с динозаврами.

Когда с серпантина впервые открывается панорама Мертвого моря, это выглядит не как курорт, а как индустриальный пейзаж, которым, по сути и является – солевое озеро, разделенное дамбами на пяти-семикилометровые участки, представляет собой заготовительный цех для множества химзаводов. Однако ниже по склону находится зона пятизвездочных курортов, с искусственными оазисами вокруг.

На берегу Мертвого моря туристам обязательно рассказывают страшилки. Якобы буквально на днях три русских туриста попытались на надувном матрасе уплыть в Иорданию. Через несколько часов путешественников заметил пограничный вертолет, после чего на воду спустили спасательный катер (обычно по этому озеру никакие посудины не плавают – раствор солей быстро приводит в негодность любой металл, но на крайний случай кое-то держат), который достал с плотика три полуживые соляные мумии. Парни остались живы, хотя и лишись больших локустов кожи, полопавшейся при ссыхании солей. Таким байками (не знаю, насколько правдивыми) приезжий пытаются призвать к осторожности – с 40 % раствором соли и правда шутки плохи. На Мертвом море не купаются – в нем бродят примерно по пояс и не более 10-15 минут. Удовольствие ниже среднего: температура воды примерно 45 градусов (как хорошая горячая ванна), на берегу под ногами застывшая соль, дальше – неверная каша из соляных хлопьев. Сам раствор маслянистый на ощупь. Общее впечатление такое, что стоишь в котле с подогретым растительным маслом.

Но, говорят, чрезвычайно полезная процедура, если не злоупотреблять. Чтобы оценить ее достоинства по-настоящему, нужно пройти курс недели в две, но и после нескольких соляных ванн в течение дня, я впоследствии заметил улучшение состояние кожи. Народное мнение о том, что в Мертвом море невозможно утонуть, оказалось даже преуменьшением – в него невозможно зайти по горло. После погружения выше, чем по пояс, архимедова сила начинает выдавливать человека из воды, пытаясь перевернуть вверх тормашками. Можно не противоречить законам природы и лечь на спину, а можно двигаться дальше, совершая ногами вращательные движение а-ля велосипедист и «плыть» в вертикальном положении, при этом высовываясь из воды по грудь. Хотя это и не безопасно – если потеряешь равновесие и окунешь голову – повредишь все слизистые оболочки, какие только есть. Местные страшилки полны рассказов о потерявшихся купальщиках, которых годы спустя прибило к берегу в мумифицированном виде. Рассказывают, выглядят почти как живые.

Кроме собственно, мертвой воды набор услуг невелик – бассейны, грязи и бар. Не считая разного рода СПА, которые сейчас, впрочем, есть практически в любом российском областном центре. Недоумение вызвало наличие на мертвоморском курорте сауны – зачем? Ради любопытства заглянул и провел там какое-то время. Разница между «внутри» и «снаружи» практически неощутима: «на улице» практически так же жарко и влажно. Зато на Мертвом море практически невозможно обгореть на солнце или получить солнечный удар – ведь мы находимся в котловане километровой глубины, закрытом пробкой понимающихся от моря водяных паров. Поэтому солнышко здесь незлое. Пожалуй, это единственное место в Израиле, где можно проваляться весь день на шезлонге и не пострадать.
Текст Леонида Диденко