ТЕКСТ: Анастасия Сарма
Фестиваль фолк-менестрелей является «побочным детищем» воронежского проекта «Этноград» и объединяет в основном любителей фолк-музыки со славянским и скандинавским колоритом. Девушки облачаются в сарафаны, а мужчины - в холщевые рубахи. Они водят хороводы и пляшут джигу, поют славянские колыбельные и думы, бодрые песни про Сварога и Перуна, героические - про воинов света, плясовые - про зайчиков.
- Современная фолк-музыка - специфическая, ее слушает определенный круг людей, - рассказывает солист тамбовского «Сколота» (заявленного как хедлайнер фестиваля) Алексей Павлов. - Хотелось бы, чтобы люди обращались к своим истокам, корням, интересовались своей историей. Мне кажется, что в наше время это просто необходимо. Хотелось бы, чтобы люди не забывали свои корни, свой путь, были дружны и уважали друг друга.
Менестрель-нарколог
Пожалуй, самый яркий участник любого подобного концерта – лидер группы Spiritus Vini Игорь «Хамер» Зонов. Другие участники этого коллектива – басист Роман Данцев и перкуссионист Артем Табалевич. Название группы в переводе с латыни означает «винный дух» или «дух вина». А многие просто называют команду «Спиртные свиньи».
- Несколько лет назад мы ехали в электричке на фестиваль «Ярилино пламя», - вспоминает Хамер. - Тогда у нас не было никакого названия. Три битых часа мы пили вино и с каждым глотком ломали головы над тем, что же мы скажем организаторам фестиваля. Неожиданно наш ударник поднял рюмку и провозгласил тост: «Spiritus Vini!». Мы поняли, что это именно так мы и назовемся. И только потом узнали, что эта фраза имеет алхимический подтекст.
Группа заимствует свою эстетику из средневековой смеховой культуры, воспевает народное веселье и почти раблезианский юмор («Это добрая старая наша примета – кормить куст зерном,/ И свинья должна плясать под праздничным столом»). В песнях Spiritus Vini воспеваются романтические персонажи, среди которых оказывается и маркиз де Сад. Друзья и знакомые музыканта знают, что все, о чем он говорит на сцене, - вовсе не ролевая игра. Он и в жизни самый настоящий менестрель: гедонист по призванию, психиатр-нарколог – по профессии.
- Когда-то давным-давно не было телевизора. В те времена были путешествующие музыканты, которые не просто играли и пели – они давали людям понятия доброго и вечного, - рассказывает лидер группы. - Это и были менестрели. Если выбирать между тем, кто я – музыкант или менестрель, я выберу второе.
Мода на старину
На фестивале выступил молодой, набирающий популярность музыкант Иван Сухарев, «человек-оркестр» из Терновки. Иван - лауреат конкурса «Культпоход-2011», который играет на гитаре, гуслях, калюке, флейте, рояле. В октябре прошлого года он получил диплом в номинации «За исполнительское мастерство в воссоздании эпических форм музыкального фольклора» на фестивале-конкурсе «Родники Центральной России». Имя Сухарева все чаще появляется в списке участников популярных воронежских фестивалей. Так, Иван выступал в рамках фестиваля «Джазовая провинция», «Чернозем», а совсем недавно представил свое музыкальное творчество на сольном концерте в рамках выставки Эдуарда Боякова «Сон в зимнюю ночь». На днях Сухарев планирует выступить в Липецке.
Ивану 23 года, он закончил Липецкий колледж искусств по специальности «дирижирование». Этническими инструментами увлекся сравнительно недавно – два года назад. Старинные музыкальные инструменты Иван покупает у воронежского мастера и музыканта Сергея Плотникова, создателя музея старинной музыки. В коллекции Сухарева – гусли, гудок, калюки, и «еще кое-что из мелочей».
|
- Я не ставлю себе самоцелью восстанавливать музыку. Мне она просто нравится, - говорит Иван. – Помимо своего увлечения народной музыкой, я профессионально занимаюсь композиторской деятельностью – пишу партии для фортепиано и виолончелей. А вообще я работаю преподавателем в Терновской музыкальной школе.
|
По следам «Мельницы»
Еще один участник фестиваля -18-летняя Анна Якубенко – лауреат творческого конкурса «Культпоход» 2013 года. Рыжеволосая красавица, которая, кажется, сошла с полотен прерафаэлитов. Анна исполняет свои песни вместе с группой «Земля легенд», играет на кельтской арфе, завораживает своим голосом. Учится на первом курсе ВГАСУ. Увлечение фолк-культурой в жизни девушки началось с Центра игровых технологий. Все детство Анны прошло в детских лагерях, специализирующихся на исторической реконструкции.
- Я училась в музыкальной школе, где перепробовала множество музыкальных инструментов, - признается Анна. - Начинала со скрипки, потом было пианино, позже я играла на гитаре и флейте, а в пору моего увлечения творчеством группы «Мельница» я поняла, что мне нужна арфа.
Купить кельтскую арфу не так просто – в Москве их практически не продают. К тому же это дорогой инструмент. Арфа Анны стоит около 900 долларов, ее привезли из Америки. Учиться играть на ней девушке пришлось самостоятельно – в музыкальных школах этому не учат.
- Я не знала, как правильно ставить пальцы, в какую сторону дергать струны, - вспоминает девушка. – Училась играть по интернету. Благодаря премии, которую я получила как победитель «Культпохода», я съездила в Москву, в школу кельтской арфы. Там мне правильно поставили руки, показали азы игры на арфе, правильно настроили арфу.
В будущем девушка видит себя архитектором, «который сдает проекты и едет на гастроли».
- Я не вижу смысла делать музыку своей профессией, - говорит Анна. - В моих ближайших планах – выступить в Москве на Всероссийском фестивале кельтской арфы.
Тамбовский фолк тебе товарищ!
В заключительной части фестиваля выступил уже упоминавшийся «Сколот». В Воронеже фолк-рокеры оказались в рамках январского мини-тура по пяти городам России и Украины. Существует «Сколот» уже девять лет. Солист группы Алексей Павлов по прозвищу Folk долгое время жил в Воронеже, закончил в Боброве Воронежское областное училище культуры, после чего поступил в Тамбовский госуниверситет. В Тамбове основал группу «Сколот». В своих песнях группа использует славянские, скандинавские, кельтские мотивы.
|
- Существует несколько источников, из которых складывается репертуар наших песен, - рассказывает Алексей. - Это мои песни, песни друзей и стихи русских поэтов, например, Алексея Толстого, Александра Блока (цикл «На поле Куликовом»).
|
- Что означает название «Сколот»?
- Сколот – название праславянских племен, живших на территории Днепра. Грубо говоря, это предки русских, украинцев и белорусов. В слове «сколот» есть корень «коло» - круг, солнце. Еще одно значение – сокол – священная птица русского эпоса.
Группу хорошо знают в России, Украине, Белоруссии. В ближайшее время музыканты планируют отправиться на гастроли в Польшу и Германию.
- Мы уверены, что за границей наша музыка найдет своего слушателя, - говорит Алексей.
Музыканты «Сколота» играют на волынках, калюках, жалейках, блок-флейтах, скрипке, а Алексей Павлов – на гуслях звончатых. Одна из волынок – германской системы – называется «дудельзак». Этот средневековый музыкальный инструмент, который часто используют дарк-фолк исполнители, делается на заказ:
- Стоимость волынки зависит от того, какой мастер ее сделал, - поясняет Алексей Павлов. - Наш друг купил «дудельзак» у немецкого мастера Йенса Гюнцеля. Кстати, на его волынках играет знаменитая немецкая группа «In Extremo». Стоит такая вещь порядка 2-3 тысяч евро. Другая наша волынка попроще – стоит 1 тысячу евро.
Кстати, как рассказал дударь группы «Сколот» Дмитрий Ферулев, в России играть на волынке никто не учит. Как и арфистка Анна Якубенко, Дмитрий – самоучка. Играть на волынке он учился по интернету:
- У меня не было никакого музыкального образования – только художественное, - рассказывает он. – Все началось с того, что я увлекся этническими духовыми инструментами. Сначала купил блок-флейту, потом – первую волынку, которую заказал у белорусского мастера. Вторую, более сложную волынку мне делал германский мастер, который создает волынки для моих кумиров. Перед тем, как покупать волынку, нужно определиться с ее видом, заказать у мастера. Лучше, если он будет жить в той стране, где волынки являются традиционными народными инструментами.
Петр Глухов исполнил песни Вени ДР’КИНА, динозавр воронежского рок-н-ролла Олег Пожарский – песни на стихи Роберта Бернса, а Оксана Вершок прочитала «Рыцарские баллады». Здесь же в акустическом формате выступили Дарья Гузеева и бард-фолк-группа «ЛМК РЕКА», Александр «Лохматый» Кожевников и группа «Натощак», группа Serpente.