Продюсер – это тот человек, который по большей части отвечает за организацию, производство и продвижение продукта одновременно с финансовым и идейным контролем.
Должен ли продюсер быть придумщиком?
– Как по мне, идейные люди правят миром, это творческие личности. Но, к сожалею, им очень сложно сделать первый шаг, заявить: «Я могу». Поэтому они не знают себе цену, а продюсер — это человек продающий. Честно, человек, обладающий этой профессией, может быть совершенно не креативным, а просто с ярко выраженным чутьем. Он видит то, чего не видят другие, при этом он не обязательно должен писать какие-то сногсшибательные сценарии, – продолжила Юлия Большакова.
Если у человека есть идея, но он не знает, как с ней поступить, то он должен обратиться к продюсеру. И в ситуации наоборот – если люди знают, как продвигать проекты и находить для них покупателей, – могут предложить свою помощь.
– Существует партнерское, издательское продюсирование и франшиза. В первом случае продюсер в паре с автором разделяет все доходы и расходы. Продюсер закрывает свою организационную часть, автор же вопросы, связанные с контентом и воспроизведением, а также они оформляют авторские права 50/50. Такое продюсирование распространено в музыкальном мире. Второй вариант самый правильный для продюсера, когда он находит автора, платит ему гонорар за контент единожды, подписывает договор, выкупает все авторские права и реализует продукт. На телевидении очень любят использовать франшизу, это когда продюсер находит рабочий проект и платит гонорар за концепцию, использование и дополнение своим внутренним содержанием, но при этом выкупить авторские права он никогда не сможет. Ярким примером служит проект «Голос», – продолжила свой диалог лектор.
Сферы продюсерской занятости
Продюсеры работают во всех сферах. Но есть четыре самых крупных направления: театр, музыка, кино и телевидение.
В качестве музыкального продюсера можно привести в пример Игоря Матвиенко, который в своей сфере с 1990-х годов и проекты которого живут по сей день. Их отличают глубокие слова и хороший музыкальный ряд. Человеку, связавшему жизнь с музыкальным продюсированием, важно не только найти того, кто хорошо поет, записать для него определенный музыкальный контент, но нужно и организовывать технические составляющие. Технический райдер даже для одного коллектива/артиста огромен.
Говоря про театральное продюсирование, нужно понимать, что такой продюсер должен не только находить общий язык с режиссёром, заниматься подбором актеров, но и контактировать с генеральным менеджером, отслеживать все финансовые потоки, составлять график гастролей и следить за производством реквизита.
Одним из известных продюсеров кино является Федор Бондарчук. Один из самых успешных его проектов – сериал «Молодежка», в котором зритель не найдет ни одной пошлой темы и мата. Это сериал вне времени.
Телевизионный продюсер должен быть и театральным, и музыкальным и кинопродюсером. Должен разбираться во всех сферах, для того чтобы его канал жил, телезрители приходили и повышали рейтинги. Константин Эрнст – человек номер один в телевидении нашей страны, который пришел туда случайно и сейчас в профессии около 30 лет. С его решением было проведено «Евровидение-2009».
– Данная профессия может постучаться в дверь каждого человека в любой момент, это будет зависеть только от того, с кем вы общаетесь и с кем свела вас судьба, – дополнила Юлия Большакова.
Телевизионному продюсеру одному не справиться, поэтому на помощь приходят генеральный, исполнительный, креативный и линейный продюсеры.
– Сама я являюсь продюсером пост-продакшена. Привозила актеров «Молодежки» в наш город, а также Бориса Клюева и Анну Фроловцеву из сериала «Воронины». Создала в свою бытность в работе маркетолога, например, такой известный бренд, как «Богдаша», 10 лет он ходил с моим логотипом, – добавила лектор.
Автор: Алена Трубина