На минувшей неделе Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам продолжил рассматривать проект нового федерального бюджета на 2014 год. Вместе с тем парламентарии обсудили и сопутствующие бюджетные расходы, связанные с пенсионным обеспечением граждан, их социальным и обязательном медицинским страхованием.
К примеру, доход Фонда социального страхования в 2014 году составит 565 млрд. рублей при расходах в 564,9 млрд. рублей. Таким образом, профицит бюджета составит 105 млн. рублей. В нынешнем году ФСС имеет дефицит в 16,2 млрд. рублей. Предполагается, что с 2015 года он будет расти и в 2016 году составит 14,4 млрд. рублей.
Бюджет Фонда предусматривает индексацию основных выплат, которые осуществляются ФСС: пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком и прочее. По словам члена Комитета, депутата Госдумы от Воронежской области Сергея Чижова, главной особенностью проектируемого социального бюджета, как и в текущем году, остается его ориентация на улучшение демографической ситуации в стране. «Основные силы бюджета брошены на выплату материнских пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам, а также пособийпо временной нетрудоспособности. В целом расходы по этому направлению составят порядка 400 млрд. рублей, или 70% всех социальных обязательств. Это почти на 13 млрд. превышает показатель текущего года. К примеру, в 2014 году единовременная выплата при рождении ребенка вырастет на 4%, до 13 741 руб., а 2016 году – уже до 15 005 руб.».
Однако, по словам депутата, далеко не по всем направлениям работы Фонда есть положительная тенденция. «Слабым местом его бюджетных обязательств по-прежнему остается обеспечение санаторно-курортным лечениемнаших граждан. С 2007 года финансирование по данному направлению сократилось больше чем в 3 раза, до текущих 2,7 млрд. рублей. При этом ежегодно за путевками на санаторно-курортное лечение обращаются порядка 870 тыс. человек. Вот и в этом году удовлетворить потребность льготников бюджет ФСС сможет лишь треть, в то время как в 2012 году таких путевок было выдано 326 тысяч.
И даже этот результат в целом считается не самым худшим вариантом. Есть регионы, где этот показатель не превышает 20%. К примеру, в Воронежской области на начало октября 14,3 тыс. льготников (с учетом сопровождающих их лиц) подали заявки на отдых в санаторий. Пока удалось обеспечить порядка 2,8 тыс. человек, т.е. каждого пятого. А чтобы полностью закрыть очередность, региону требует 191,8 млн. рублей. В текущем же году он получил всего лишь 54,64 млн.».
В числе других факторов, влияющих на эффективность исполнения Фондом своих социальных обязательств, являетсяразница стоимости путевок, которую закладывает бюджет на лечение и выставляют за свои услуги оздоровительные учреждения. «Сегодня средняя стоимость путевки по стране составляет 1200 рублей, а с учетом средней продолжительности санаторно-курортного лечения выходят все 25 тысяч, не считая дороги. При этом сумма ЕДВ, выплачиваемая при сохранении права на санаторно-курортное лечение, с апреля текущего года составляет 100,05 рублей в месяц, или 1191 руб. в год. С учетом того, что стоимость одного койко-места для всех льготников (за исключением спинальных больных) составляет 928,7 руб., а длительно лечения – 21 день, средняя стоимость путевки по госрасценкам выходит на 17 – 19 тысяч. Разница – ощутима.
Другой вопрос, что сегодня финансирование санаторно-курортного лечения происходит фактически по остаточному принципу. В представленном проекте бюджета ФСС в соответствующей статье расходов стоит по нулям, деньги появятся после того, как станет известно, какое количество граждан решат воспользоваться своим правом на лечение. Однако помимо них, в очереди стоят десятки тысяч, уже подтвердивших свое намерениевоспользоваться федеральной льготой.
Поэтому сейчас речь идет о том, чтобы пересмотреть подход и методику бюджетного проектирования по отдельным направления работы ФСС. К примеру, мы могли бы сразу закладывать какие-то средства на эти цели, пусть небольшие, но все же не перекрывающие процесс обеспечения путевками. И уже после уточнения всех данных вносить корректировку в бюджетную роспись. Конечно, необходимо проработать и сам вопрос дополнительного финансирования – его источники и условия предоставления.
В любом случае, эта проблема носит комплексный характер, которая должна решаться параллельно с рассмотрением закона о федеральном бюджете».