На ближайшем заседании Совета Российского Союза ректоров будет рассмотрен вопрос о внедрении системы публичной отчетности государственных учебных заведений, по итогам чего будут составлены предложения в Министерство образования и науки РФ.
В настоящее время вузы Российской Федерации проводят мониторинг основных направлений своей деятельности на основе перечня показателей эффективности, предложенного Министерством образования и науки РФ. Информация, полученная в результате проверок, также поступает в министерство. Однако, по мнению многих экспертов, мониторинг эффективности деятельности должен стать частью обязательной публичной отчетности государственных вузов.
Комментируя эту инициативу, депутат Государственной Думы от Воронежской области, член фракции «Единая Россия» Сергей Чижов подчеркнул, что доступная информация об эффективности деятельности вузов принципиально важна для многих категорий граждан: абитуриентов, членов научно-преподавательского сообщества, представителей бизнеса, которые планируют создавать системы стажировок и трудоустройства молодых специалистов.
Немаловажно и то, что чем прозрачнее деятельность вузов, тем понятнее обществу меры государственной поддержки вузов и ее результаты. Сейчас развитие образования – это одно из стратегических направлений деятельности государства. Законодательно ее основные направления устанавливает закон «Об образовании», последняя редакция которого вступила в силу в июле этого года. На финансирование научной и учебной деятельности за последние два года государством выделено около 38 миллиардов рублей. Эти средства направлены на внедрение инновационных образовательных систем, техническое оснащение учебных заведений, повышение заработных плат преподавателей и стипендий студентов и аспирантов.
Определенные результаты уже достигнуты. Например, в нашей области при поддержке администрации активно внедряются инновационные системы, объединяющие науку, образование и производство. В Воронежском государственном университете создан технопарк «Дубовка», а на базе архитектурно-строительного университета начал работу «бизнес-инкубатор». Всего вузами области за последние годы реализовано более 25 крупных инновационных проектов.
Эти и другие мероприятия призваны решить задачи модернизации и повышения конкурентоспособности образования. В этой связи публичная отчетность вузов и реакция на нее со стороны общества может стать станет механизмом «обратной связи», который обеспечит поддержку государственных инициатив в области образования со стороны населения.